Иссахар – сапфир для Скрижалей

сапфир

В предыдущих статьях, рассматривая брак Яакова и Леи, мы говорили, что он как будто делится на два этапа. Первый – этап Милосердия. Второй – Суда.

Иссахар – первый, кто рождается на втором этапе брака, Леа «заработала» этого сына и сказала: «Дал Б-г мне плату (сахáр) мою».

В благословении, данном Иссахару, Яаков называет его «ослом костистым, лежащим среди заград». «…Увидел, что покой хорош и что страна приятная, преклонил он спину свою для ноши и стал преданным тружеником». (Берешит 49: 14, 15)

Есть мнение, что Иссахару досталась великолепная территория, и что за нее он вел ожесточенные войны с местным населением. В Книге Судей, в перечне колен, которые не освободили свою территорию от местных жителей, упоминаются все, кроме Иссахара. Он единственный, кто выполнил указание Моше в полном объеме. (Не упомянуты еще два колена – Реувена и Гада. Но их территорию очистил сам Моисей. Не упоминаются также и левиты, поскольку не имеют собственной территории и живут в городах).

В Устном Предании Иссахар символизирует тех, кто занимается Торой. Мы видим это также из благословения Моше – «радуйся, …Иссахар, в своих шатрах». Под шатрами подразумевается место, где изучают Тору.

Но почему Яаков сравнивает Иссахара с ослом?

Осел – символ выносливости и неприхотливости, существо, способное довольствоваться малым. «Он лежит между оград» – как будто ему все равно, где прилечь. Чуть отдыха – и снова работать! У него нет претензий ни на величие, ни на красоту. Это символ человека, занимающегося Торой день и ночь, довольствующегося самым минимумом, как говорится в Пиркей Авот, «…воды в меру и хлеб с солью… и спишь на земле». Тот, кто занимается Торой, должен быть скромным и совершенно не заносчивым. Осел (хамóр) в иудаизме символизирует также материальность – хóмер.

Особенность колена Иссахара – объединение Торы с наукой, описывающей свойства физического мира

Потомки этого колена сведущи в астрономии, физике… Об этом говорится в книге Диврей hаямим (Хроники, часть 1, глава 12), в том месте, где описывается первый этап коронации Давида и перечисляются все, кто к пришел на это торжество. Стих 32: «…от сыновей Иссасхара — умеющие понимать время, знающие, что нужно делать Исраэлю, двести начальников, – и соплеменники действуют по слову их».

(Под двумястами начальниками подразумеваются 200 глав Санhедрина, чьим указаниям беспрекословно следует весь еврейский народ. А «понимающие время» – означает, что именно главы Санhедрина знали, в какой момент нужно объявлять о начале нового месяца. Благодаря им, все евреи знали когда наступают праздники. Они – те, кто умеет показать, как Тору теоретическую следует воплощать в физическом мире (символ которого — ослик). Каждый раз, когда мы встречаемся с характеристикой «знающий времена», речь идет о потомке Иссахара).

Тому есть наглядный пример и в Мегилат Эстер (1 глава), где сказано: «Когда Вашти не согласилась прийти к Ахашверошу, …и сказал царь мудрецам, знающим времена (стих 13)…» По преданию, это были потомки Иссахара. В описываемом эпизоде Ахашверош нуждается в консультации: есть закон и есть ситуация — как их объединить?

По преданию, мудрецы не стали давать совет, ибо поняли, что в любом случае будет плохо.

Если велят ничего не делать с Вашти, царь разгневается из-за того, что они не на его стороне, не защищают его честь. Если скажут, что Вашти следует наказать, царь, остыв и утратив накал гнева, рассвирепеет и сделает их виновными в том, что его жена наказана. Вот почему они объявили, что после разрушения Храма мудрость ушла от них.

Информацию о колене Иссахара находим также в книге Шофтим (Судьи). В 5-й главе, где речь идет о Дворе, пророчице, судившей еврейский народ. Приводятся ее слова: «…и мои министры с Иссахаром». Имеется ввиду, что вокруг нее сидят избранные из колена Иссахара и она занимается с ними Торой.

Камень колена Иссахара – сапфир, это тот самый камень, на котором были начертаны 10 заповедей. Символика сапфира – занятия Торой. Цвет сапфира – темно-синий, такой же, как цвет ночного неба, на котором присутствуют все созвездия.
Продолжение следует

Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.