Пасхальное блюдо – Кеара

Что такое Кеара и что на нее кладут?

Кеара – это название для пасхального блюда, которое занимает центральное место на столе во время Пасхального седера. (У кого нет специального – это может быть просто плоская большая тарелка, с шестью маленькими – типа пиалок).

кеара с пиалками

Кеара бывает одинарной или “четырехэтажной”: внизу, каждая на своем этаже, лежат три мацы, которые должны находиться на столе во время Седера, прикрытые “шторкой”.

кеара-этажерка

(Если маца лежит на отдельном блюде, ее можно прикрыть любой салфеткой). На самой Кеаре в определенном порядке лежат 6 видов еды, у каждого из которых – своя символика, все они – напоминание о разных аспектах нашего выхода из Египта. Некоторые из них должен съесть каждый из присутствующих на Седере – поэтому и подготовка Кеары, в зависимости от количества участников Седера, может занять длительное время. Все продукты, которые будут лежать на Кеаре, лучше приготовить заранее, до наступления праздника, чтобы избежать алахических проблем. Особенно это важно, когда Седер Песах совпадает с Шаббатом – Субботой.

Ингредиенты

Зроа – кусочек мяса на кости. Обычно используется куриное крылышко.

Бейца – отварное яйцо

Марор – листья романского салата, салата-латука (хаса)/свежий хрен/цикорий

Карпас – “овощ”. Обычно используется кусочек отварной картошки, сельдерей.

Харосет – смесь из тертых яблок, орехов, специй и красного вина. В Израиле в рецепт добавляют финики, и продают харосет, либо уже готовую к употреблению, либо “в брикетах”, которые необходимо заранее, до начала праздника, размочить в вине до нужной консистенции.

Хазерет – свежий хрен/листья горькой зелени (например, романский салат)

Приготовление

Зроа – обжарьте мясо на косточке со всех сторон над огнем (не на сковороде). Зроа лежит на Пасхальном блюде в течение Седера, его не едят.

За пределами Земли Израиля, где на второй день Песаха делают второй Седер, на Кеару можно опять положить тот же кусочек.

Бейца – отварите нужное количество яиц вкрутую. Ашкеназим слегка запекают яйцо.

Одно яйцо кладется на Кеару, остальные ждут своего часа: в начале праздничной трапезы их съедают.

Марор – обычно используются свежие листья салата (хаса), хотя они и не горькие (горький только корень салата). Листья заранее хорошо промывают, проверяют на наличие насекомых и очищают от них. Листья салата “с кашрутом” (как можно купить в Израиле) достаточно выдержать в мыльной воде в течение 3-х минут, а затем промыть под струей воды. Затем аккуратно промакивают салфеткой и высушивают при комнатной температуре, чтобы они не потеряли упругость и свежесть.

Нужно подготовить большое количество салата, так как каждый из участников Седера должен съесть 2 ке-заит (заграницей – еще столько же во вторую ночь Песаха).

Карпас – если используют картошку, ее нужно отварить и порезать на кусочки.

Один кусочек кладется на Кеару, другие в салатнике и т. п. на стол, для всех участников Седера. Также подготавливаются несколько мисочек с соленой водой. Карпас едят руками после кидуша и омовения рук без благословения, обмакивая в соленую воду.

Харосет – яблоки очистить от кожуры, натереть на терке. Смешать с измельченными орехами, корицей и небольшим количеством красного вина. Харосет должна получиться красновато-коричневатой и вязкой – напоминающей по виду глину.

В Харосет обмакивают листья салата, который кладут в “бутерброд”-Корех.

Хазерет – хрен помыть, вытереть, очистить от кожуры и натереть на терке (осторожно, глаза! если есть защитные очки или респираторная маска – это плюс). Свеженатертый хрен герметично закрыть до самого Седера, чтобы не выветрился.

Небольшое количество кладется на Кеару, и остальное – в подходящей посуде на стол. Хазерет едят вместе с листьями салата, когда выполняют заповедь вкушать Марор, и добавляют к Корех – “бутерброду” из мацы и марора.

Символика

Зроа – напоминание о мясе Пасхальной жертвы (Корбан Песах). Пасхальную жертву каждый еврей обязан был есть в ночь Песаха во времена Храма.

Бейца – напоминание о дополнительной праздничной жертве (Корбан Хагига), приносившейся в Храме в праздничные дни, и также съедавшейся во время праздничной трапезы в Песах. Яйцо служит также символом траура – напоминая нам, что Храм разрушен, и у нас нет возможности приносить в нем жертвы.

Марор – напоминание о горечи египетского рабства. Как сказано в Торе: “и горькой (ва-йемарару) сделали их жизнь…” Если в качестве марора используют салат хаса (салат-латук) – это является также напоминанием о том, что  Вс-вышний хас – смилостивился над нами.

Карпас – напоминание о нашей свободе, окунается в соленую воду – символ слез, пролитых в рабстве.

Харосет – напоминание о работе с глиной и кирпичами. Название харосет” происходит от слова харсит (“глина для кирпичей”).

Хазерет – напоминание о горечи египетского рабства. Хазерет упоминается как одна из разновидностей марора – сейчас обычно используют тертый хрен.

 Порядок 6 видов еды на Кеаре по обычаю Аризаля

Все шесть символических видов еды располагаются двумя “треугольниками”, один над другим, и блюдо ставится так, чтобы вершины треугольников были направлены к ведущему Седер. Маца лежит на отдельном блюде, или на нижних этажах Кеары-этажерки.

кеара по Аризалюkeara

Порядок 6 видов еды на Кеаре по обычаю Рамо

Все шесть символических видов еды располагаются вокруг мацы, которая лежит в середине. Хазерет отсутствует на Кеаре, зато вместо него стоит блюдечко с соленой водой – рядом с карпасом.

кеара-рамо