Ханука – служение сердца

служение сердца

Что было причиной тяжелых постановлений греков?

«В Пурим вина евреев состояла в участии в трапезе (персидского царя Ахашвероша), поэтому и приговор состоял в физическом уничтожении. А когда они раскаялись, то исполнили «не ешьте и не пейте три дня». И в память о спасении постановили устроить «дни пира и радости» – в соответствии с произошедшим чудом.

В Хануку же главная вина была в пренебрежении служением Всевышнему. И умысел врагов был в том, чтобы оторвать народ от Служения. Как сказано, что постановили прекратить ежедневные жертвоприношения. И еще сказали мудрецы: Сказали ему (царю Антиохусу): «Есть у них одна заповедь. Если не дать им выполнять ее – они пропали. Какая? Зажигание Меноры (Храмового Светильника), о котором сказано «зажигать постоянную свечу». Пока они зажигают ее – они устоят». Взяли (греки) и осквернили все масло.

И когда раскаялись евреи и были готовы жертвовать собой ради Служения, спас их Всевышний, дав победу коаним, ведущим службу в Храме Г-спода. И поэтому чудо произошло со свечами. Поскольку притесняли их враги, принуждая умереть за храмовую службу.

И поэтому постановили в дни Хануки только прославление и восхваление Б-га – служение сердца» (Комментарий «Баит Хадаш» к книге «Арбаа Турим», часть «Орах Хаим», гл. 570).

Из приведенного здесь можно сделать несколько важных заключений, говорит рав Йехезкель Левинштейн. Вина евреев в Хануку была в пренебрежении храмовой службой. И наказание, последовавшее с Небес, также состояло в прекращении службы.

Пятьдесят два года под властью греческого царства

Так говорится об этом в «Послании в Йемен» Рамбама: «Также случилось и во времена Второго Храма, когда победило злодейское греческое царство и ввело тяжелые и изощренные постановления об Израиле с тем, чтобы извести Закон Торы. Было запрещено соблюдение субботы и обрезание, и постановили, чтобы каждый из Израиля написал на одежде своей, что нет у него удела в Б-ге Израиля, и чтобы высек подобное на роге быка своего прежде, чем пахать на нем. И терпели евреи эти постановления около пятидесяти двух лет».

И в «Послании об уничтожении» (адресованном евреям, которых под страхом смерти заставляли принять ислам) Рамбам добавляет: «Известно также, что случилось с Израилем при правлении злодейского греческого царства, издавшего тяжелые и злонамеренные постановления. В том числе, было запрещено каждому запираться в своем доме, чтобы он не мог, укрывшись, исполнить какую-нибудь заповедь. И при этом не называли их (евреев, лишенных возможности исполнять заповеди) ни неевреями, ни грешниками, но совершенными праведниками, и молили Всевышнего за них. И добавили в молитву в дни Хануки благодарение, начинающееся словами «за чудеса», и завершающееся: «предал злодеев в руки праведных». Все эти постановления были в наказание за пренебрежение храмовой службой. О подобном сказано нашими мудрецами «желающему оскверниться – открывают (возможность)» [то есть, тому, кто позволяет себе духовно опуститься, не мешают свыше]».

Узнать себя, чтобы вернуться

Раскаяние сынов Израиля в том поколении проявилось в самопожертвовании ради служения. Подобное этому нечасто встречается в наши дни. Как правило, пробуждаясь к тому, чтобы укрепиться в служении Всевышнему, мы удовлетворяемся тем, что нам близко и доступно. Так же и в Дни трепета, время раскаяния, мы склонны чаще всего предпочесть «совершенствоваться» в том, к чему привычны и так. «Байт Хадаш» учит нас, однако, другому: человеку следует совершенствоваться и укрепляться в том, в чем он слаб. Все его дела пойдут на поправку, когда он исправит то, что служит источником неудачи.

Поэтому во времена греков евреи удостоились спасения благодаря самопожертвованию ради храмовой службы, которой пренебрегали прежде. Не самопожертвование ради субботы, обрезания и Торы привело спасение. Не в пренебрежении этими заповедями состояла вина. Так же и в Пурим, раскаяние выразилось в посте, в том, что исправило вину участия в трапезе злодея.

Для того, чтобы быть в состоянии вернуться к Творцу и укрепиться в служении Ему, человеку надлежит прежде всего знать самого себя.

Ему следует знать, в чем причина неудачи, в чем его недостаток, влекущий за собой все дурное. Раскаяние и состоит в исправлении причины, приводящей к греху, и в укреплении слабых мест.

Об этом принципе говорит Рамбан в главе Берешит: «И сказал Г-сподь Каину: «Почему в гневе ты и почему пал ты духом?» – не в этом спасение твое, в печали о том, что не принята твоя жертва. «Ведь, если исправишь – духовно поднимешься». Тебе надлежит исправиться в делах своих, исправить свою зависть. Если ты поступишь так – вознесешься, а если нет – «у входа грех лежит» – твой грех находится в тебе самом, он будет преследовать тебя, и кто знает, куда приведет».

Так говорится и в «Месилат Йешарим» (гл. 1): «Если же он будет тверд и победит в войне (со злым началом), то станет цельным человеком. И по мере того, как подчинил он себе злое начало и свои вожделения и отмежевался от того, что отдаляет его от блага, так достигнет он (блага) и возрадуется ему».

И поскольку в Хануку и преследования, и раскаяние касались Храмовой службы, то и мы обязаны в эти дни совершенствоваться и укрепляться в служении Всевышнему – благодарить и восславлять Его. Совершенствование в молитве, в Торе и заповедях в силу чуда Хануки – обязанность этих дней. Ничто не может быть дальше от сути этих дней, чем пренебрежение Торой.

И, несомненно, эти дни как нельзя более способствуют духовному успеху.

Однако «одно против другого создал Б-г»: именно во время, уготованное для победы добра, не дремлет и злое начало, и следует быть осторожней, чем всегда.

Перевод – рав М. Гафт