Кошерная ханукия:
Стоит постараться приобрести (или сделать) красивую ханукию. То же самое касается и ханукальных огней: следует постараться сделать их красивыми.
Желательно купить ханукию из серебра (если есть возможность). Если средства не позволяют, лучше выбрать ханукию, сделанную из другого металла, чем хрустальную или стеклянную – это более низкий уровень украшения заповеди.
Тот, у кого нет специального подсвечника-ханукии, может зажечь огни в отдельных подсвечниках или стаканчиках, так как по алахе нет необходимости, чтобы все огни непременно горели в одном подсвечнике.
Пренебрежительным отношением к заповеди является зажигание ханукальных огней в шкурках от плодов, осколках посуды или яиц, и так нельзя поступать.
Желательно, чтобы все огни находились на одной линии и на одном уровне. Существуют подсвечники, в которых огни расположены по кругу и им подобные, ими лучше не пользоваться, они являются “вторым сортом” с точки зрения алахи. Но если человек зажег огни в такой ханукие, он все же выполнил заповедь.
Очень важно, чтобы ханукальные огни не были расположены слишком близко друг к другу. Ханукия, в которой пламя от соседних огней сливается, или даже не до конца сливается, но границу между огнями трудно различить, некошерна, и считается как один «костер» или «факел». Огни должны быть расположены на таком расстоянии, чтобы каждый из них был четко отделен от остальных.
Масло, свечи и фитили:
Лучший вариант выполнения заповеди зажигать ханукальные огни – зажигать с фитилями и оливковым маслом, так как именно с оливковым маслом произошло чудо Хануки. Кроме того, оливковое масло хорошо впитывается в фитиль, так что огонь получается красивым и ярким.
Если использовать именно оливковое масло нет возможности, желательно взять какой-то другой вид масла, чем стеариновые или восковые свечи. Но свечи также кошерны, и тот, кто их зажигает, выполняет заповедь.
Когда нужно добавить и зажечь несколько огней, можно зажечь одну ханукию с разными видами масла, поскольку по виду они мало отличаются друг от друга, но не смешивают масляные светильники (стаканчики) со свечами в одном подсвечнике. При этом, нет никакой проблемы в один из дней зажечь ханукию с масляными стаканчиками, а в другой – со свечками.
Для зажигания ханукальных огней не подходит масло, вызывающее отвращение, или сделанное из маслин, имеющих статус “орла”[1] (т. к. от него запрещено извлекать выгоду). Масло, непригодное для еды – например, то, которое продается в магазинах специально для зажигания свечей, или то, которое стояло под кроватью, на которой спали, можно использовать для зажигания. Если человек отделяет труму от оливкового масла, он может отдать ее коэну, и коэн может зажигать ханукию, используя это масло.
Где ставят ханукию:
Шулхан Арух (Орах Хаим, 671:5) говорит: «Ханукальный светильник следует ставить при входе в дом снаружи, если этот вход ведет непосредственно в общественное владение. А если перед домом есть дворик, то светильник следует ставить при входе во дворик. А тот, кто живет на втором этаже, и его жилье не соединяется непосредственно с общественным владением, должен зажечь на окне, которое выходит на общественное владение. А в период опасности, когда запрещают выполнять заповеди, ставят его на стол в доме, и этого достаточно».
Исходя из этого, есть несколько обычаев:
В земле Израиля, где евреи не подвергаются опасности из-за соблюдения заповедей, принято зажигать ханукию на виду, у входа в дом или на окне.
При этом есть следующие различия:
Тот, кто живет в частном доме или в квартире с выходом в частный двор, должен зажечь ханукию на входе в квартиру или в дом, при условии, что вход виден с улицы. Таков обычай в Иерусалиме: те, кто живут в квартире, обычно зажигают ханукальные огни в подъезде при входе в здание или при входе во двор. Чтобы огни не задул ветер, их ставят в специальные стеклянные ящики-домики. Ханукию следует поставить так, чтобы она не мешала входить и выходить из подъезда.
Другой распространенный вариант – зажигать ханукальные огни на окне, которое выходит на общественное место. Так поступает большинство жителей Земли Израиля. При этом необходимо, чтобы ханукию было видно проходящим по улице людям. Ханукия должна находиться на высоте не ниже, чем 3 ладони (23-30 см) от пола, и желательно не выше, чем 10 ладоней (80-100 см). Максимальная высота, на которой можно расположить ханукию – до 20 локтей (9-10 м).
Ханукию, которую зажигают на окне, ставят внутри квартиры на подоконник, или возле окна, или на оконные решетки, выступающие наружу. главное, чтобы ханукию было видно как с улицы, так и из квартиры. Если из квартиры зажженную ханукию вообще не видно, то не выполнили заповедь. (Но когда зажигают на входе в дом, то поскольку жители квартиры пользуются входом, даже если ханукию, зажженную у входа в квартиру, из квартиры не видно, заповедь выполнена).
Дело в том, что ханукальные огни должен видеть в первую очередь тот, кто их зажигает, и члены его семьи. Поэтому, если невозможно зажечь ханукию на окне так, чтобы ее было видно и изнутри, и снаружи, лучше просто зажечь ее внутри квартиры, как делают многие за пределами земли Израиля.
За пределами земли Израиля принято зажигать ханукию в доме, у входа в дом (квартиру) изнутри или на столе. И даже в местах, где не существует реальной опасности со стороны соседей-неевреев и нет запрета соблюдать заповеди, у многих принято не демонстрировать открыто соблюдение еврейских праздников, чтобы не вызвать ненависть. При этом, в некоторых общинах, где проживает достаточно евреев, чтобы большинство проходящих по улице людей были евреи, люди зажигают на окне или в двери, как в земле Израиля.
Когда зажигают свечи в проеме двери в квартиру или в дом изнутри, то Ханукию ставят на сторону, противоположную мезузе, чтобы входящий в дверной проем человек был окружен заповедями со всех сторон.
Нельзя зажигать ханукию в нечистом месте, например, на окне в туалете, даже если это единственное окно, где ханукию будет видно с улицы. То же самое – зажигать ханукию напротив мусорника, от которого исходит отталкивающий запах. (В таком нечистом месте а) нельзя произносить благословения, и б) это пренебрежение к заповеди).
Когда зажигают ханукию:
Написано в трактате Шабат (21б): «Заповедь [зажигать ханукальные огни] когда зайдет солнце, и пока люди не перестанут ходить по улице».
(Поскольку существует несколько мнений, какое время подразумевает Талмуд под “заходом” (שקיעה – шкия), как высчитывать это время, и когда именно оканчивается время зажигания ханукальных огней, то существует несколько обычаев времени зажигания, принятых на практике: по мнению автора «Шулхан арух», огни хануки следует зажигать при выходе звезд (через 72 минуты после окончания видимого заката). В Иерусалиме (где ашкеназим следуют мнению Виленского Гаона) обычай зажигать ханукальные свечи בשקיעה, сразу же после видимого захода солнца. Те, кто всегда следуют по мнению Рабейну Там, должны и при зажигании следовать этому мнению. Хазон Иш зажигал ханукальные свечи примерно через 20 минут после заката.)
Общее правило таково:
тот, у кого есть семейная традиция зажигать ханукальные огни в определенное время, должен следовать своей традиции. Тот, у кого в семье традиции нет, следует обычаю своей общины. Тому, у кого нет ни того, ни другого, лучше всего посоветоваться со своим раввином.
Очень важно зажечь ханукию вовремя и не опаздывать, как написано в Шулхан Арух. И хотя тот, кто зажег огни с опозданием, исполнил заповедь по закону, но זריזים מקדימים למצוות – любую заповедь нужно стараться выполнить как можно раньше, и если мы сможем зажечь ханукальные огни, принимая во внимание все алахические мнения, то выполним заповедь на более высоком уровне. Поэтому в дни Хануки нужно стараться к моменту времени зажигания уже быть дома и иметь подготовленную ханукию.
Зажигание ханукальных огней на исходе субботы и Авдала
На исходе субботы зажигать ханукию можно только после времени выхода звезд. Молитву Маарив при этом всегда произносят перед зажиганием огней Хануки. Тот, кто всегда идет по мнению Рабейну Там, также и на исходе шаббата в Хануку должен зажигать ханукию по Рабейну Там. Тот, кто не следует мнению Рабейну Там, в земле Израиля должен зажечь Ханукию через 40 — 45 минут после захода солнца. Желательно подготовить свечи (фитили) для зажигания ханукии еще до шаббата.
Большинство сефардских евреев вначале произносит авдалу, а затем зажигает ханукальные огни. Ашкеназим поступают по обычаю своей семьи или общины, или по указаниям, данным их равом.
Кто зажигает ханукальные огни
По закону достаточно, чтобы один из членов семьи зажег ханукальные огни за всех (при условии, что все члены семьи живут вместе). Поэтому, и по сефардской и по ашкеназской традиции, муж зажигает свечи за свою жену.
По сефардской традиции, в каждой семье ханукию зажигает только глава семьи. По ашкеназской традиции, отдельные ханукии зажигают все мужчины и мальчики семьи.
При зажигании ханукальных огней в доме, все члены семьи должны собраться вместе.
Если несколько соседей зажигают ханукию при входе в общий двор или общий подъезд одновременно, то девушки и женщины стараются стоять немного в стороне из соображений скромности.
Женщины и зажигание свечей
Женщины обязанны зажигать ханукальные огни так же, как и мужчины. Постановлено мудрецами, чтобы женщины тоже выполняли заповедь хануки, в отличие от других повелительных заповедей, зависящих от времени, поскольку чудо хануки касалось женщин не меньше, чем мужчин. Кроме того, восстание Маккавеев началось с нескольких событий, главную роль в которых сыграли женщины. Таким образом, у женщин есть особые заслуги в чуде Хануки.
Поэтому женщина обязана зажигать ханукальные огни и по закону может делать это и за других, в том числе, за мужчин. При этом, Но, по традиции, женщины, за которых может зажечь их муж или отец, не зажигают ханукию, а “выходят” в заповеди посредством зажигания мужа/отца.
Женщина должна зажигать ханукию сама, если:
- Она не живет ни с мужем, ни с отцом, ни с сыном, достигшим возраста бар-мицва (13 лет).
- Если муж по какой-то причине не может сам зажечь ханукию (например, он работает в вечернюю смену и возвращается домой очень поздно, а не просто опаздывает на обычное время зажигания свечей) – тогда жена зажигает для всей семьи.
- Если муж не может выполнить заповедь из-за болезни (не дай Б-г), жена зажигает за него и за всю семью.
- Вдова, живущая одна, сама зажигает ханукию у себя дома.
По Мишна Брура 671:1, Диршу, Рав Йеуда Чезнер, «Шаарей йамей а-Ханука»
[1] Орла — это плоды, которые растут на дереве в течение первых трех лет после его посадки. От таких плодов запрещено получать какую бы то ни было пользу или извлекать выгоду, даже если они выросли за пределами Земли Израиля.