В период греческого владычества, свет Торы не угас в нашем народе благодаря невероятному самопожертвованию одной семьи, семьи Хашмонаим. Они сумели спасти, духовно и физически, весь еврейский народ!
Тем удивительней – и трагичней – осознавать, что из всей огромной семьи Хашмонаим не осталось буквально ни-ко-го, ни одного потомка. Упоминание об этом мы находим в трактате Бава Батра (3б): «Каждый, кто утверждает, что он родом из семьи Хашмонаим, (на самом деле) эвед — раб». Почему же это произошло?
Рав Мойше Соловейчик, זצ”ל, сказал в одной из своих драшот так: Вначале они лишь ненамного отклонились с пути, заповеданного Торой, провозгласив себя царями, несмотря на то, что не принадлежали к колену Йеуды. Затем внутри семьи появились разногласия и борьба, каждый стремился вытеснить остальных, и в итоге это привело к полному упадку и исчезновению. (см. комм. Рамбана на Берейшит 49:10)
Общеизвестно, что причиной разрушения Второго Храма была син’ат хинам – беспричинная ненависть.
Похожую ситуацию мы встречаем и в истории взаимоотношений Йосефа и его братьев, которая всегда совпадает с Ханукой.
Глава Ваешев начинается словами “וַיֵּשֶׁב יַעֲקֹב בְּאֶרֶץ מְגוּרֵי אָבִיו” – “И поселился Яаков в земле проживания своего отца”. Раши комментирует этот стих (от имени Мидраша) следующим образом: “Яакову захотелось жить спокойно, – тотчас постигло его несчастье с Йосефом ( вызванное раздором)”. Похоже, что мудрецы стремились найти объяснение для того страдания, которое должен был пережить Яаков из-за продажи его любимого сына Йосефа. И как причину для него, они приводят, что Яаков хотел – в этом мире – слишком много спокойствия.
Однако, трудно понять, почему мудрецы ищут объяснений только теперь, почему не задаются этим вопросом раньше? Ведь и до этого, праотец Яаков пережил достаточно страданий: его брат, Эйсав, хотел его убить, в течение двадцати лет он терпел обман и мошенничество Лавана, а после всего этого, его дочь Дина была похищена… И во всех этих случаях мы не находим объяснений, почему они постигли Яакова.
Рав Моше זצ”ל давал на это следующий ответ: На самом деле, другие праотцы тоже достаточно страдали в своей жизни. Например, Авраам был брошен Нимродом в огненную печь, а Ицхак тяжело страдал от зависти окружавших его плиштим. Но все это были бедствия, приходившие извне. Внутри же собственной семьи (которая на тот момент персонифицировала народ Израиля) – все было в порядке, царило полное единство.
Подобно этому, и прошлые несчастья в жизни праотца Яакова приходили извне. (Эйсав, хоть и был братом, но братом отдалившимся, чуждым всем ценностям семьи, и не принадлежащим более к еврейскому народу).
Когда наш народ страдает от действий внешних враждебных сил – нет смысла задавать вопросы. Это – часть испытаний, которые должен пройти еврейский народ.
Но несчастье с Йосефом было совсем другого рода. Здесь было разрушено единство внутри семьи, составлявшей на тот момент весь еврейский народ.
Сложившиеся обстоятельства и взаимонепонимание привели к тому, что братья считали себя вынужденными продать Йосефа в чужую страну. Между коленами Израиля – на их высочайшем уровне – царила, все же, некоторая Син’а (ненависть) и Кин’а (зависть). Поэтому наши мудрецы и задаются вопросом – за что должен был Яаков пережить это, новое, горе?
Похожее объяснение мы находим и в других словах мидраша – и там слышится, что, помимо всех трудностей на протяжении жизни, главной проблемой в жизни Яакова были раздор и несчастье, которые принесла продажа Йосефа. Это был первый случай, когда внутри семьи Яакова, тогдашней общины Израиля, больше не было единства, и это было тяжелее, чем все прочие несчастья в жизни нашего праотца.
Рав Моше, זצ”ל, развивал эту мысль дальше: В наше время существуют значительные части еврейского народа, с которыми мы, увы, можем кооперировать лишь очень ограниченно – или не можем вовсе, из-за того, что они ушли слишком далеко от путей Торы. Остаток еврейства должен, тем более, пытаться вместе способствовать распространению Торы и увеличению йират шамаим (трепета перед Небесами). И если появляются разногласия, нужно обсуждать их друг с другом, чтобы не допустить увеличения взаимонепонимания, ненависти и споров.