Ошана Раба – последний день из полу праздничных дней (холь амоэд) Суккот.
Ошана Раба – судный день, напоминающий Йом Кипур. В дни праздника Суккот Всевышний судит весь мир, вынося постановление о количестве дождей, которые выпадут в этот год. Жизнь людей напрямую зависит от этого решения, ведь обилие или нехватка воды непосредственно повлияет и на нашу жизнь. День Ошана Раба – это последний день праздника Суккот, в который выносится окончательный приговор о дожде.
Кроме того, в этот день на Небесах «утверждаются» все отдельные приговоры, вынесенные в Рош аШана. Как известно, в Рош аШана все мы проходим перед Царем, как овцы перед пастырем. Праведники удостаиваются оправдательного приговора немедленно. Для большинства других приговор откладывается, и они получают возможность “собрать доказательства со стороны защиты” за Десять Дней Раскаяния, и приговор им выносится в Йом Кипур. Но окончательно “запечатывается” и вступает в силу он только в день Ошана Раба, а в некоторых аспектах – утром в Шмини Ацерет.
Поэтому раскаяние и молитва особенно важны в Ошана Раба, седьмой день праздника Суккот, и двадцать первый день от Рош аШана, и могут спасти человека. И в этот день все еще можно добиться того, что суровый приговор, уже подписанный, будет уничтожен и в последний момент заменен на оправдательное решение.
И об этом говорили мудрецы, приводя притчу о царском суде: “Один подданный устроил мятеж против царя, и был приговорен к смертной казни. Но когда посланцы царя прибыли для исполнения приговора, они увидели, что этот человек прославляет царя, с радостью и любовью выполняя все его приказы. “Разве это бунтовщик? – удивились посланцы, – Это верный слуга царя, и конечно же, царь не желает смерти своего верного слуги”. Поэтому они возвратились к царю, чтобы доложить об ошибке. И царь с радостью согласился с ними, что это совсем другой человек, уничтожил приговор, и удостоил своего подданного награды”.
Какие же приказы Царя мы можем выполнить в это время?
В ночь перед этим днем (Лейль аХотам, “ночь печати”) принято бодрствовать и заниматься изучением Торы. Обычно учат книгу Дварим, также принято читать Тикун и Книгу Теилим. На рассвете многие окунаются в микву. Надевают праздничные одежды, есть обычай одевать белое, как в Йом Кипур.
Ошана Раба — последний день, когда исполняются заповеди о сукке и о «четырех видах растений». Его название связано с тем, что в этот день читают несколько дополнительных молитв-Ошанот, возносят связку из веток аравот, также называемую ошанот, и обходят свиток Торы, лежащий на биме (возвышении в центре синагоги), семь раз.
Кроме того, в этот день устраивают праздничную трапезу и стараются не совершать даже те работы, которые разрешены в холь амоэд. Принято приветствовать друг друга пожеланием Питка Това — «Оправдательного приговора!».
В этот день также стараются увеличивать гмилут хасадим – добрые дела.
В сефардских общинах молитва в Ошана Раба обычно не отличается от молитвы в холь амоэд, а в ашкеназских общинах в молитву вносятся изменения. В Псукей деЗимра читают все отрывки, которые принято читать в субботу и праздники, кроме псалма «Песнь на день субботний». Вместо него читают «Мизмор леТода» – «Благодарственный псалом». Пропускают также отрывок «Нишмат Коль Хай» – «Душа всего живого», поскольку Ошана Раба не настоящий йом тов, а последний полу праздничный день.
Ошанот – удары связкой аравот
Обычай поднимать в этот день во время молитвы специально предназначенные аравот (ивовые ветви) был установлен пророками Захарией, Хаггаем и Малахи. При этом не произносят благословения (как делают, исполняя заповеди, установленные мудрецами), но говорят специальный йеи рацон.
В дополнение к аравот (ивовым ветвям), входящим в арба миним, «четыре вида растений», отбирают еще пять ивовых веток и связывают их вместе. После Алель произносят Ошанот, указанные в молитвенниках, и семь раз обходят вокруг свитка Торы. Закончив семикратный обход бимы – возвышения, на котором находится свиток Торы, лулав и этрог откладывают и произносят слова “Таане эмуним” – «Ответь верным». Затем берут в руки связку аравот (ивовые ветви) и, держа ее в руках, продолжают читать дополнительные молитвы–Ошанот по порядку. После этого пять раз ударяют связкой из веток аравот об пол, стряхивая листья, и говорят йеhи рацон. Хазан произносит Кадиш шалем. Затем откладывают использованные ветки в такое место, где их не будут топтать ногами, молятся Мусаф и заканчивают молитву.