Дни между первым днем праздника Суккот и последним днем – Симхат Тора, а также между первым и последним днями Песаха называются холь а-моэд (полу праздничные дни, в точном переводе – “праздничные будни”).
Сказали мудрецы: позорящий холь а-моэд, то есть тот, кто производит работу, запрещенную в эти дни, засчитывается ему, как будто он служит идолам. Есть обязанность выделять холь а-моэд из других дней тем, что устраивают праздничные трапезы, носят праздничную одежду и не занимаются обычными повседневными делами (кроме тех, которые необходимы для холь а-моэд).
В холь а-моэд разрешены пять разновидностей работ:
1) Работы для предотвращения убытка.
2) Все виды работ, необходимых для самого холь а-моэд. То есть, все виды деятельности, связанные с приготовлением пищи, даже те, которые требуют участия профессионалов (как, например, шхита).
3) Остальные работы, не связанные прямо или косвенно с приготовлением пищи, разрешено производить только непрофессиональным образом.
4) Если человеку не хватает даже средств на пропитание, ему разрешено работать даже на тех видах работ, которые никак не связаны нуждами холь а-моэд.
5) Все виды деятельности, связанные с общественными нуждами, разрешены.
Смысл запрета работ и будничных дел в холь а-моэд в том, чтобы человек освободил себя и посвятил свое время Всевышнему – радости служения Ему, празднованию, постижению Его Торы и приобретению трепета перед Ним.
В холь а-моэд существует также запрет на стирку, стрижку и бритье, даже если мы хотим сделать это для самого периода холь а-моэд. Кроме того, в полу праздничные дни обычно не пишут, кроме случаев, указанных ниже.
Очень важно не облегчать сверх того, что разрешили сами мудрецы, и не профанировать полу праздничные дни. Есть также заповедь устраивать каждый день в холь а-моэд праздничную трапезу с хлебом и вином.
Убыток: поломки в холь а-моэд
Если в холь а-моэд что-то испортилось или поломалось, и есть необходимость исправить это немедленно, так как это грозит существенным убытком, разрешено делать любую работу, даже профессионально, но при этом нужно постараться уменьшить усилия до минимума и, если возможно, не делать это прилюдно. Если человек сомневается, насколько эта поломка приведет к убытку, то разрешено облегчать в случаях, когда даже возможная вероятность убытка высока. Если убыток невелик, то можно сделать все необходимое, но только измененным образом, то есть, непрофессионально.
Разрешены также работы, не направленные непосредственно на приготовление пищи, но необходимые для подготовки средств, инструментов и тому подобного, нужных для приготовления пищи. К таким вещам относятся: починка холодильника, кранов, миксера, стола или стульев и тому подобное. Починка таких вещей разрешена, даже если это требует особого усердия и вмешательства профессионала (если возможно, желательно, чтобы мастер произвел работу бесплатно или чтобы ее выполнил нееврей). Но если есть возможность сделать все эти виды работ до холь а-моэд, правильнее было бы произвести их заранее. Когда вещь не напрямую связана с готовкой, нужно учесть, что в холь а-моэд запрещено чинить предметы, работа (млаха) которых разрешена только в некоторых, особых случаях (например, стиральная машина, машинка для стрижки и тому подобное).
Нужды холь а-моэд
Покупка вещей, необходимых для самого холь а-моэд, разрешена, даже если нужно будет выписывать чек. Но если не очевидно, что покупка для полу праздничных дней (как в случае еды, когда ясно, что еду покупают для холь а-моэд), следует постараться купить это заранее.
Разрешены любые виды работ, прямо связанные с приготовлением пищи для периода холь а-моэд, даже требующие значительных усилий и профессионализма (например, разрешены все мелахот, такие как жатва, охота, измельчение, шхита и так далее). Такие работы можно выполнять как для себя, так и для других (но желательно делать это бесплатно). Можно заранее планировать делать эти виды работ в сами полу праздничные дни. В то же время, если человек точно знает, что ему достаточно малого количества, ему нельзя делать большое количество еды, поскольку таким образом он производит излишнее усердие без надобности.
Другие работы
Любые работы, не связанные с приготовлением пищи, но, по мнению самого человека, связанные с холь а-моэд или йом товом (например, вкрутить лампочку), разрешены, и их можно делать как для себя, так и для других (бесплатно), при условии, что эти работы не требуют значительных усилий и являются непрофессиональными (мастер тоже может произвести их, но измененным способом, как непрофессионал). Но если человек заранее решил отложить этот вид работ на полу праздничные дни, поскольку тогда он будет свободен от других своих будничных дел, – ему запрещено делать их.
Все, что необходимо для холь а-моэд, можно записывать, но обычной прописью, а не каллиграфическим почерком. Если процесс письма связан с учебой Торы, или нужно записать что-то срочно, чтобы не забыть, то можно делать это любым способом.
Уход за телом и лечение
Разрешено делать все, что необходимо для ухода за телом, лечения и гигиены (как оговорено в пунктах 3 и 4). Стрижка волос и ногтей является исключением из этого правила (кроме случаев, если человек хочет постричь ногти перед йом тов, или для выполнения заповеди, или постоянно стрижет их перед Шаббатом – тогда это разрешено).
В холь а-моэд запрещена также стирка, даже если одежда нужна для праздника, даже если стирает нееврей, и даже если нет другой одежды. Исключения: одежда для младенцев и малышей, которую разрешено стирать любым способом и в любом количестве, только по мере надобности, и не откладывать стирку на полу праздничные дни даже для них. Также разрешено стирать при необходимости такие вещи, как полотенца, носки, чулки, нижнее белье, поскольку они часто пачкаются. Если в полу праздничные дни одежда запачкалась, можно почистить пятна домашними средствами.
Общественные нужды
Всякие виды деятельности, связанные с общественными нуждами, такие как починка дорог, лестниц, общественных туалетов, аренда автобусов для экскурсии и тому подобное), разрешено производить в холь а-моэд, даже если это требует профессионального труда и больших усилий, и разрешено также заранее запланировать эти дела на полу праздничные дни.