Молитва в Рош а-Шана – это единственный момент в году, когда мы можем и должны попросить у Всевышнего все! Зоhар говорит, что нет такой вещи, которую нельзя было бы попросить в этой молитве, и более того, все, что не попросили в молитве Рош а-Шана (плюс – аппеляция в Йом кипур) – изменить это потом в течение года – это крайне тяжелая работа… До такой степени, что в наших святых книгах написано “женщины беременеют в Рош а-Шана” – что это значит? Что предопределение о том, забеременеет ли женщина, выносится именно в Рош а-Шана.
Очень важно не стесняться, когда мы просим у Всевышнего! У Него всего достаточно, от Него “не убудет”, поэтому нужно просить все, что нам нужно, без всякого стеснения (как пророчица Хана, которая, будучи бесплодной в течение 20 лет, не просто просила о ребенке, а о сыне, “равном Моше и Аарону вместе” – и получила именно то, что просила!).
Единственное, чего мы да можем стесняться – это того, какими мы приходим ко Всевышнему, чтобы просить. Хафец Хаим приводил такое сравнение: торговец приходит в контору и берет товар на год, с тем, что заплатит в конце года. Через год он приходит и говорит: “с этим товаром не пошло; я не могу оплатить; но прошу у вас товара еще на год, и в конце все оплачу”. Еще через год он снова приходит: “заплатить не могу; но прошу товара еще на год, чтобы дело не остановилось…” Сколько можно так приходить?
Как называется Рош а-Шана в Торе? “Йом а-Зикарон”. Мы, человеческий род, называемся “анашим”, а в единственном числе “инеш” (арамейский), и это означает “забывание”… И поэтому наш главный праздник – “День Памяти”. Есть описание в мидраш Танхума, о том, как происходит зарождение новой жизни… В конце концов, главный выбор, который остается в руках души – будет ли человек цадик или раша. И потом душе устраивают “экскурсию” в Ган Эден и в Геином, потом еще девять месяцев она учит Тору в утробе матери, и все время ей повторяют “стоит выполнять волю Всевышнего, не забывай!”. И перед рождением, ангел берет с души две клятвы, и делает так, что душа все забывает.
И когда, через 120 лет, душа возвращается к престолу Творца, она говорит “сейчас я все вспомнила, но там – я забыла!”. Люди называются “забывающими”. Мы пользуемся памятью подсознательно – и во многом мы определяемся тем, что мы выбираем забывать. И Всевышний отвечает душе: “доченька, но Я же давал тебе каждый год день, чтобы ты могла вспоминать!”. Что же это за день? Это Йом а-Зикарон.
Каким образом Йом а-Зикарон помогает душе вспомнить, зачем она тут? Звук шофара – возвращает душу в ту точку памяти, из которой она может все вспомнить – в момент рождения. Поэтому звук шофара напоминает все возможные виды плача младенцев…
И об этом говорит сефер а-Зоhар: то, куда подталкивает человека шофар – туда же подталкивают человека царот (несчастья). То есть, если не пойти “за шофаром”, то для того, чтобы “разбудить” человека, остается еще возможность – царот.
Поэтому звук шофара всегда вызывает у людей чувства, у всех разные, но если не знать, куда он должен нас направить – то “чувствами” все и закончится.