Наши мудрецы задают в Гмаре интересный вопрос: “Где находим мы намек на hАмана в Письменной Торе?”
В главе Берейшит, Всевышний спрашивает Адама: “hамин hаэц, ашер цивитиха левильти ахоль мимену ахальта?” (Не от дерева ли, о котором приказал я тебе не есть от него, поел ты?). Слова “hамин” и “hАман” – состоят из одинаковых букв! (Берейшит 3:12, Хулин 139б). Но, хотя слова и пишутся одинаково, нам по-прежнему не понятна связь между hАманом и этим стихом Торы.
Эту связь можно попытаться объяснить следующим образом: в начале своего пути, hАман был не более, чем рабом, банщиком, и поднялся по политической лестнице так высоко, что Ахашверош назначил его вторым после царя в своей Персидской Империи. Вся Империя лежала у его ног, и все слуги и министры царя склонялись перед ним в поклоне. Его политическое влияние и богатство не имели границ.
Тем не менее, он был несчастен! Он был неудовлетворен, потому что один-единственный человек в стране – Мордехай – не готов был ему поклониться.
В этом и состоит вопрос наших мудрецов: Где в Торе мы находим пример того, как человек, к услугам которого – весь мир, может тем не менее быть несчастен, из-за того, что ему не хватает одной-единственной вещи? Подобный пример, в определенном смысле, мы находим в лице первого человека, Адама аРишона. Он пребывал в Саду Эден, находясь на невероятно высоком духовном уровне, и мог пользоваться абсолютно всем, кроме одного маленького ограничения – не есть от эц адаат (дерева познания). Тем не менее, он не выдержал этого испытания, и поддался на уговоры своей жены поесть именно от этого, запретного, дерева! (Мишнат раби Аарон 1 99)
Подобный пример мы наблюдаем и в лице Невухаднецара, царя Вавилонской Империи, который правил практически над всем тогдашним миром, и при этом горевал о том, что от природы был низкого роста! (Мидраш Танхума, паршат Трума).