Раби Шимон бар Йохай и книга Зоар – увидеть в темноте

Раби Шимон бар Йохай, как известно, занимался раскрытием глубины Устной Торы, и особенно – в день своей смерти. Если мы попытаемся соотнести Тору Письменную и Устную с нашими органами чувств, то заметим, что Тора Письменная – воспринимается глазами, а вот Тора Устная – ушами. То есть, Устной Торе соответствует слух. Обратите внимание, как зовут Раби Шимона – Шимъон, от корня “слушать”.

Колено Шимона в Торе отличается тем, что постоянно ведет себя “неправильно”. Сам Шимон – тот, кто (вместе с братом Леви) развязал военные действия с городом Шхем, когда там удерживали Дину; в истории продажи Йосефа именно Шимон с Леви – те, кто хотел его (изначально) убить… Как говорит раби Элия Зута, из каждого колена на протяжении письменной Торы вышел какой-то (положительный) вождь или судья, кроме колена Шимона. В Письменной Торе для него как-будто “нет места”.

Если посмотреть, в каком порядке очередности рождаются сыновья Яакова, мы видим, что сначала рождается Реу-вен – раскрытие зрения, и после него Шим-он, раскрывается слух. Реувен имеет какие-то проблемы, которые с течением времени ему удается исправить (на определенном уровне), а колено Шимона проходит еще более долгий и трудный путь – на это указывает даже само имя колена. Если разложить его на два слова, получается Шамавон, там – грех. То есть, у колена Шимона как-будто все время есть грех. И точно также, у евреев все время очень сложные отношения с Устной Торой – они все время не желают ее принимать, первый момент, когда евреи действительно полноценно приняли Устную Тору – это события Мегилат Эстер.

И с этим принятием – заканчивается Танах, Тора Письменная. Начинается новая эра, время Торы Устной. Мудрецы Великого Собрания делятся на две группы – одни из них были еще пророками, а последние – уже нет, и если мы посмотрим на то, что сказано в Пиркей Авот, то увидим, что последний мудрец из Аншей Кнессет а-Гдола, начало новой эры – Шимон а-Цадик. И в период устного предания мы видим очень много мудрецов, которых зовут Шимон. К ним относится и раби Шимон бар Йохай… Наш период – это “уметь слушать”.

В чем разница между зрением и слухом? Когда вы видите – вы воспринимаете все сразу, одновременно. Слух – это восприятие одного за другим, по очереди. Можно “пробежать текст глазами”, а вот “пробежать ушами” – невозможно… Точно также, когда мы слышим отдельные слова, обрывки речи – они не имеют смысла. Но если мы услышим полностью все предложение – смысл станет ясен.

Это понятие нашего периода изгнания – когда Всевышний что-то делает в мире, мы видим только отдельные, не связанные между собой отрывки. Они кажутся нам бессмысленными, неправильными. В период письменной Торы, когда у нас были пророки, мы могли видеть мир глобально – они могли объяснить нам причинно-следственные связи, и этот период – время открытых чудес. Сейчас у нас нет возможности “увидеть картину целиком” – мы видим каждую вещь оторванной от остальных, и только через 10, 20, 50 лет, “прослушав” все слова по очереди, имеем возможность “составить” их в одно “предложение”, понять его смысл. Это – жить в периоде устного предания.

В момент, когда евреи стояли у горы Синай, сказано, что они видели голоса. И также о том, как Всевышний передал им Десять речений – сказано, что они услышали их все десять одновременно, “одним залпом”. Только потом они были пересказаны по очереди. Когда в Танахе говорится “видеть” – имеется ввиду, воспринять все одновременно, “слышать” – воспринять по частям.

Раби Шимон бар Йохай – автор книги “Зоар”, что значит “мерцание”. Это понятие, связанное не со слухом, а со зрением. В книге “Зоар” Раби Шимон попытался с помощью устной Торы сделать для нас какие-то вещи видимыми, помочь нам увидеть картину глобально. Перейти на более скрытый уровень, и понять, как это все связано, и почему именно так происходит – это то, чем занимается книга “Зоар”.

В Лаг ба Омер мы зажигаем костры. В этом периоде темноты, изгнания, когда мы должны все только слышать (т. е. воспринимать обрывками, без целостной картины) – мы как слепые люди, у которых очень хорошо развивается именно слух. Раби Шимон бар Йохай дал нам возможность “зажечь костер” – немножко осветить этот период, и с помощью этого света какие-то вещи увидеть. Поэтому неслучайно, что именно в честь него мы зажигаем костры.