В гмаре в трактате Таанит (8:4) говорит рабан Гамлиэль, что не было у народа Израиля таких праздников, как Пятнадцатое Ава и Йом Кипур.
Здесь есть вопрос, почему эти два дня поставлены на один уровень и что хорошего в этих днях?
Оба эти дня – связаны с парой, зугиютом. Это дни объединения.
Йом Кипур – это день искупления, прощения грехов, величайший праздник. Это день дарования вторых скрижалей Завета. Начинается новый виток истории человечества. До этого, с момента разрушения первых скрижалей, мир висел на волоске – после дарования вторых скрижалей, Тора-душа вошла в мир, как в тело, и он продолжил жить.
Рош а-Шана – день творения человека. Это похоже на роды, каждая мама знает, что момент родов – это как личный Йом-Кипур. Поэтому мы стараемся, чтобы как можно больше людей молились в этот момент. Более того, в изголовье постели больного стоит ангел, а в изголовье роженицы – Шхина, Б-жественное присутствие. Поэтому это очень особенное время.
Рош а-Шана – день творения человечества, а день рождения мира – 25 элуля. В этот день мир зародился – рождение тела, и еще некоторое время происходит развитие, в течение шести дней мир строился – и все описание творения мира очень похоже на процесс описания зачатия.
С точки зрения Торы, человек приходит в мир именно в момент зачатия, а не собственно рождения.
И за сорок дней до зачатия, Всевышний ведет разговор с душой, и определяет все подробности ее будущей жизни, и в том числе, ее будущую пару. С пятнадцатого ава до двадцать пятого элуля – ровно сорок дней. Двадцать пятое число месяца элуль – это зачатие мира. А пятнадцатое ава – день, когда Всевышний строит душу мира.