Представляю вашему вниманию краткий пересказ урока на тему Хануки миссис Эсти Хамильтон, учительницы и консультанта по семейным отношениям из Лондона, для программы “Тиферес” от фонда наследия Хофец Хаима.
Нешама (душа) сравнивается нашими мудрецами с пламенем. Почему?
Пламя свечи всегда поднимается вверх, даже если наклонить свечу вниз. Пламя не убывает от того, что мы им зажгли еще одну свечу. Пламя – это не твердое, не жидкое и не газообразное, а уникальное вещество – плазма, которое невозможно схватить, удержать или придать ему форму. И все это, образно говоря, можно сказать по отношению к нешаме.
Мы зажигаем свечи на Шаббат, Авдалу (отделение святого от будничного), когда делаем поиск хамца перед Песахом, когда кто-то уходит в мир иной, и наконец, мы зажигаем ханукию (а ранее, в Храме – постоянно зажигали Менору).
Свечи Хануки олицетворяют нашу еврейскую гордость, желание бороться за нее.
Греки были первыми, кто не хотел нас поначалу физически уничтожить, они хотели полной ассимиляции евреев. До этого нас пытались поработить, уничтожить, заставить пытками принять чужую религию. Евреи привыкли выживать, а теперь – кто же не захочет спокойной приятной жизни в высокоразвитом обществе, среди олимпийцев и философов? Но для этого надо отказаться от Торы как связи с Творцом. Тору учить можно, даже нужно перевести ее на греческий, только нельзя теперь соблюдать Шаббат (день, посвященный Творцу и связи с ним), нельзя отмечать новомесячье (Рош ходеш) – надо быть как все, не выделяться своим календарем, нельзя делать обрезание – ведь человеческое тело совершенно и свято для греков! Получать удовольствие здесь и сейчас – вот идеал, вечности не существует.
Маккавеи вели войну не сколько против греков, сколько против эллинистов, евреев, принявших греческий образ жизни. Линия фронта проходила между жизнью с Творцом и жизнью сиюминутного удовольствия.
Что такое Бейт аМикдаш? Это дом для души еврейского народа.
Кувшинчик с маслом – это послание от Творца, Он хочет жить среди нас. Мы сражаемся в той же войне сегодня: с одной стороны – эгоцентрический мир удовольствия здесь и сейчас, с другой – вечность. Ханукия в наших домах – это менора в мини-Бейт аМикдаше.
Наш дом – это самое ценное, это внутренний свет, внутренние сражения с дурным началом, духовная связь с Творцом.
Во внутреннем мире не важны внешние проявления почета, денег и чистого интеллекта. Нас может увлечь внешний мир, потому что в нем мы получаем сиюминутную награду, похвалу, зарплату, а дома нас никто не хвалит за гору перемытых тарелок. Поэтому нас тянет наружу. Но наша настоящая работа – проявить потенциал, величие нашего мужа и детей.
Греки называли свое влияние на мир просвещением, но для нас это погружение в темноту: иллюзию, что реальность это “здесь и сейчас”, разрушение связи с духовностью и освещение чего-то другого.
Мишна в Пиркей Авот учит разнице между внутренним и внешним: кто мудрый, сильный, почтенный и счастливый?
Мудрый – это не тот, кто получил Нобелевку, мудрый – это тот, кто учится у каждого. Сильный – это не чемпион мира по поднятию штанги, сильный – это то, кто победил свое дурное начало. Почтенный – это не президент страны, а тот, кто относится с почтением к другим. Богатый – это не тот, у кого больше всего денег, а тот, кто доволен своей долей.
Когда мы зажигаем ханукию, давайте сконцентрируемся на современных чудесах.
Вера (эмуна) – это видеть руку Творца в своей жизни. Сохранять воспоминания о Его любви к нам. Почва для веры – это благодарность и молитва. Все, что есть в нашей жизни – это то, о чем другие только еще молятся! Освещайте мир изнутри. Зажигайте внутренний свет. Соединяйтесь с кдушей (святостью) в кругу своей семьи!