“[Оба мнения в] каждом споре, [который ведется] во имя истины, в конце концов восторжествуют, [не перечеркивая друг друга], а спор ради спора – бесплоден. Пример спора во имя истины – спор Гилеля и Шамая, а спора ради спора – Кораха и всех его сообщников [с Моше]” (Трактат Авот 5:17).
Все нормальные люди учат своих детей, что ссориться – очень плохо! Ну, ну, ну! А подстрекать к раздору и бунтовать – хуже атомной войны. С другой стороны, без конфликтов жить невозможно. Иначе как строить отношения с окружающими? И в народе Израиля было немало склок, и задолго до Кораха. Однако, его наказание ни с чем не сравнимо. Ради него было создано новое “природное” явление: земля разверзлась, поглотила всю общину Кораха, и сомкнула уста… (Она и раньше раскрывалась, но закрылась впервые). Почему так?
Копнем поглубже. Точнее, заберемся ненадолго в 6 дней Творения.
Первый день назван “йом эхад” – день один, в отличие от последующих (второй, третий и т.д.), потому что было единство Творца и не было никакого разделения. Оно произошло в день второй: верхние воды были отделены от нижних. Таков порядок вещей. Вроде, все красиво пока. Однако, именно в момент разделения, в нижнем мире появилась потенциальная возможность посчитать себя отделенным от высшего источника! Считается, что во второй день был создан Геином, и это единственный из дней, о котором не сказано “и увидел Всевышний, что хорошо это” (по Мидраш Рабба). Понедельник день тяжелый, как говорится…
Теперь у тебя 2 варианта: либо ты принимаешь установленную Творцом иерархию и свое место в ней, либо провозглашаешь себя автономным, изолированным от влияния Его и окружающих. В первом случае, человек становится неотъемлемым звеном творения, ступенью в лестнице, по которой кто-то может подняться вверх, по которой влияние Творца снисходит в нижний мир (помните лесенку Яакова – это постоянный процесс спуска-подъема. Кстати, поэтому праотец и не упомянут в родословной Кораха: “Корах сын Ицhара, внук Кеата и правнук Леви”. Его поведение нарушало основной принцип взаимозависимости 12 колен). Если вырвать одну ступень, всё! Нарушен порядок мироздания. И это бунт Кораха. Он пытался нарушить иерархию, а это равносильно перекрытию канала, через который верхний мир влияет на нижний. Поэтому и наказание было знаковое: ты хотел сбоя в установленном Творцом порядке? – Ты его получил! Не нужна вам голубая нить в циците, люди, выделяющиеся из толпы, не хотите чувствовать себя ниже кого-то? Вы будете ниже самой земли. (Заметили, что те, кто считает себя выше других и те, кто считает себя ниже других страдают от одинакового чувства неполноценности? Это оттуда.
Потому что в духовном корне у каждого записано, что все мы равны, и у каждого свое неповторимое предназначение в мире. И только недовольство и желание занять чужое место делают человека неполноценным.)
И это суть раздора. Поэтому так много внимания Тора уделяет межчеловеческим отношениям, поэтому мы все кричим о необходимости объединения и неприемлемости распрей. Здесь не просто “что такое хорошо и что такое плохо”, здесь абсолютно четкая причинно-следственная связь!
P. S.: Заметьте, что не каждый конфликт приводит к разрушению. Во многих случаях даже наоборот. Спор, ради совместного поиска истины, выяснение отношений у супругов с целью лучшего понимания друг друга, диалог с ребенком в воспитательных целях – все это во благо 🙂
Вся суть в маленьком вопросе: “Я строю или разрушаю?”…
Как-то так…
Не будь как Корах! Будь как Моше и Аарон!
Мира нам! Ходеш тов!