Наша недельная глава Эмор состоит из нескольких частей, как будто даже не связанных между собой…
Прошлые две недельные главы – Ахарей мот и Кдошим – выглядели повтором, в них повторялись одни и те же темы. Мы говорим о том, что Тора – учебник жизни, то в этих главах мы можем увидеть очень важный урок. Что я имею в виду? Первая из глав, когда упоминала о запретных связях, это было предупреждение: такое-то – не делайте… Во второй главе – шла речь о наказаниях за те же вещи. То есть, одна и та же тема разбирается Торой “в двух частях” – сначала нас предупреждают о том, что такое-то действие нельзя делать, затем – если все-таки нарушите – будет такое-то наказание. И это правило Торы, что любому наказанию должно предшествовать предупреждение.
Это очень четкое указание и для нашей повседневной жизни: иногда мы норовим, например, детей за что-нибудь наказывать – а у них не было оснований думать, что они делают что-то запретное! Когда дети куда-то лезут и что-то делают, почему они должны были знать, что это нельзя делать? Но нас это так задевает за живое, что мы спешим наказывать – нам-то очевидно, что это делать нельзя!
Так вот, Всевышнему – не очевидно. Он не ожидает, что мы априори будем знать, что какие-то действия совершать нельзя, например, в случае запретных связей, что запрещена близость с матерью, сестрой… Казалось бы, такие очевидные вещи! И все равно, нас сначала предупреждают, что это запрещено, и лишь затем следует описание страшных наказаний за нарушения этих запретов. Этот подход должен быть для нас указанием к действию – в нашей повседневной жизни.
Глава Эмор – вторая по количеству заповедей в Торе (после главы Ки Теце). В ней упоминаются 63 заповеди – 39 запретов и 24 повелительных заповедей.
Начинается глава с описания службы в Храме, законов для священника и первосвященника. Эти заповеди никогда, никаким образом не будут актуальны для женщин… Интересно, что же могут выучить женщины из этой части главы?
Описание мельчайших деталей службы в Храме начинаются с описания одежды коэна: в частности, что она должна быть ему в точности по размеру. Ни велика, ни мала – коэн должен служить в максимальном совершенстве и упорядоченности, какие только возможны. И это не пожелание, а требование; все эти указания заканчиваются словами “Я Всевышний”. Когда нам говорят о соблюдении Шаббата, то упоминание “Я Всевышний” кажется оправданным, но когда речь идет о таких, в кавычках, “мелочах”… Как именно должна выглядеть одежда коэна – “Я Всевышний”, это тоже от Меня. Это не мелочь; все эти законы – исходят от Меня, и все они важны, не зависимо от того, насколько важным или не важным кажется каждый из них – в наших глазах.
То же самое касается описания жертвоприношений, и всех малейших дефектов, которые могут у них быть… в Храме все должно было быть “по высшему классу”, без малейших изъянов, максимально точно и упорядоченно. У рава Пинкуса написано об этом интересное сравнение. Между службой в Храме и Шаббатом – часто проводится параллель, поскольку за нарушения в этих двух вещах положено самое тяжелое наказание. И за ошибки в храмовой службе, и за нарушение Шаббата, полагается смертная казнь. Почему эти две вещи настолько серьезны?
Рав Пинкус сравнивает это с необходимостью проведения операции… Если, не дай Б-г, речь идет об ампутации, то хирург может принять решение отрезать немного “с запасом”, чтобы избежать заражения… и это не смертельно. Но если речь идет об операции на сердце или на мозге – тут мы не “играемся сантиметрами”, тут речь идет о точности до миллиметра, до микрона, и любая ошибка может привести к фатальному результату.
Служба в Храме и соблюдение Шаббата – это мозг и сердце организма еврейского народа. От того, как проходит служба в Храме, и как мы соблюдаем Шаббат, зависит – мы есть или – нас нет…
Сейчас, у нас нет Храма. Интересно, что служба в Храме сравнивается с мозгом, а соблюдение Шаббата – с сердечной деятельностью. И мы с вами знаем, что если у человека по какой-то причине прекращается работа мозга – тело еще живет; и нужно поддерживать эту жизнь, в надежде, что что-то произойдет, и можно будет “воскреснуть”… Если же, не дай Б-г, отказало сердце… поддерживать его работу на аппаратуре можно не так долго, и после этого – все.
И упоминание об этом есть у нас в Песне Песней (Шир аШирим), там сказано “ани яшена, велиби эр” – “я сплю, а сердце мое бодрствует”.
У нас с вами есть 613 заповедей. Часть из них касаются только первосвященника, часть – только коэнов, часть актуальны только при наличии Храма, часть касается только мужчин… И в итоге, у нас есть только 270 заповедей, которые актуальны для всех евреев (и мужчин и женщин) и в любое время, до сегодняшнего дня. Интересно, что гематрия (числовое значение) слова “эр” (бодрствует) – 270.
И это то, что поддерживает жизнь нашего народа до сего дня, чтобы “было, что воскрешать”, когда придет время…