У нас опять две недельные главы – последние главы в книге Ваикра, Беhар-Бехукотай.
Эти две главы посвящены очень интересным темам: Беhар посвящена двум вещам – законам шмиты и законам цдаки.
Кто знает, по книгам или из личного общения, рав Ицхак Зильбер, зацаль, был очень большим любителем природы. Его любовь к природе выходила за обычные рамки; во всех природных явлениях он видел руку Всевышнего. начиная от букашек и заканчивая грандиозными природными явлениями…
Касательно шмиты, рав Ицхак занимался исследованиями и собирал факты подтверждения обещаний, данных в Торе. И он собрал удивительные свидетельства того, какая браха бывает за соблюдение шмиты…
Шмита – седьмой год – параллельна шаббату, то же самое уникальное число “семь”.
В Торе это описано просто: каждый седьмой год давайте отдых земле. Понятие “отдых земле” знакомо любому агроному, но что оно означает на практике? Казалось бы, чтобы дать земле отдохнуть, достаточно было бы каждый год не пользоваться каким-то одним участком – и так земля отдыхала бы, без ущерба для хозяйства…
Но в Торе мы видим совершенно другое повеление – наступает седьмой год, и все – все замирает. Это настоящий шаббат – полное прекращение действий. И его, как и шаббат, нельзя отодвинуть, перенести и “отслужить”, когда тебе это более удобно.
Субботний год – это совершенно уникальный акт веры.
В Торе написано “Я о вас позабочусь”. Ты должен полностью отстраниться от своей земли, сделать ее “бесхозной” – это фантастическое испытание! И Всевышний обещает, что Он сам обеспечит тебя всем необходимым, если ты полностью устранишься…
Есть удивительные документальные свидетельства того, как обещания Всевышнего о шмите – сбывались.
Известно, что во времена правления царей-грешников, шмита в земле Израиля не соблюдалась – в течение 850 лет(!). Это кажется невероятным… Мы с вами живем в период, который называется “эстер паним” – сокрытие Лика Творца. Его отличительная черта – “бесхозность”, возможность для нас думать, что Всевышний не руководит миром, иначе – Он был не допустил такого беспредела… На самом деле, Всевышний, конечно, не перестает руководить миром, но все, что происходит, дает нам возможность думать по-другому – это сокрытие Лика.
Но если мы обратимся к истории – в период Первого Храма, в период Второго Храма, когда причинно-следственные связи были четкими и ясными, когда был совершенно другой уровень близости к Творцу, явное ощущение Его присутствия – и люди все равно грешили!
Евреи, бывшие намного ближе к Синаю, чем мы с вами, умудрялись грешить так, что нам и не снилось… Насколько же сильный йецер а-ра был у них в период Храма!
И в течение 850 лет еврейский народ не соблюдал ни одной шмиты! За что и получили – мера за меру – 70 лет вавилонского изгнания, по числу шмитот. Казалось бы, вам дали понять, “пощупать”, как это работает – уж теперь-то… Но йецер а-ра был намного сильнее. Наши искушения – совершенно другие, нам их трудно понять и трудно себе это представить.
Но даже не обращаясь к тем далеким временам, мы можем посмотреть на ситуацию в земле Израиля в наши дни, за время существования гос-ва Израиль. В 52 году встал вопрос, соблюдать ли шмиту. На самом деле, вопрос этот встал еще раньше, с первой сельскохозяйственной алией, с первыми поселенцами и киббуцами… К этому времени, когда был жуткий голод, в 80-тых годах прошлого века, относится одноразовое решение раввинов продать на один год (т. е. продать фиктивно) землю неевреям, арабам – что запрещено по алахе! – чтобы не голодать в этот год. Не все раввины согласились с этим, и некоторые соблюдали все законы шмиты, несмотря на тяжелейшие условия. И что было особенно опасно в этом решении, это то, что, принятое одноразово, оно создало прецедент, и многие “разрешили” себе делать так на постоянной основе… Такого рода решения должны всегда приниматься большими мудрецами.
Известны истории мошава Комимиют, в котором шмиту соблюдали, и где происходили явные чудеса.
В этой же главе мы с вами учим законы цдаки… И Рамбам говорит, что человек, которому по всем параметрам положено брать цдаку, но он не берет ее из гордости, и страдает сам, и заставляет страдать свою семью – не совершает этим угодное Б-гу. Наоборот, этим он грешит… мы еще поговорим об этом подробней в течение урока.
Удивительные истории чудес шмиты в мошаве Комимиют, почему запрет “не обижайте друг друга” сказан два раза, обида словом, законы цдаки, и многое другое – в аудио.