Недельная глава Балак очень интересна тем, что мы можем увидеть, как Всевышний, чтобы оставить нам свободу выбора, всегда следит за равновесием, за наличием и добра и зла в этом мире.
То есть, насколько есть в поколении сила праведности – настолько же, с той же мощью, будет проявляться и сила зла.
Если добро будет превышать, его сила будет очевидна – то это не выбор; идти за очевидным, превалирующим добром – это уже выгода…
Есть всегда противопоставление выбора, в обе стороны.
О Биламе сказано, что по силе пророчества он равен Моше рабейну. И ему самому – Всевышний тоже дает возможность выбора: но, как комментирует это Раши, “по дороге, по которой человек желает идти – ему дают идти”.
На протяжении всей главы Билам пытается, грубо говоря, “выслужиться” (перед Всевышним)…
“Кроме того, что даст мне Всевышний сказать – ничего не смогу!”. То есть, во-первых, очевидно, что хочется ему сказать – совсем другое; во-вторых, он делает еще и еще попытки – а вдруг получится?
Кроме того, он пытается противопоставить еврейскому народу – себя. Билам дает указание Балаку принести жертвы Б-гу – всего он строит семь жертвенников, что соответствует семи жертвенникам, которые в свое время поставили Авраам, Ицхак и Яаков.
В главе сказано: “встал Билам с утра и оседлал свою ослицу” – как в свое время Авраам-авину. То есть, он все время претендует на роль праотцов – я почти такой же, я так же достоин, как и они!
Сила нашего народа – не в оружии, но в речи, в молитве. И этим же оружием пытается воевать с нами Балак – нанимая “пророка” Билама проклясть евреев.
Известнейший момент главы – когда ангел Всевышнего преграждает дорогу Биламу. Ослица видит его, а великий пророк – не видит! И он начинает избивать ослицу…
Ослица говорит ему “зачем ты ударил меня три раза?”. Здесь использовано странное слово “шалош регалим” – этим она обращает его внимание на то, что он собирается воевать с народом, который будет совершать три восхождения в год – шалош регалим.
Затем сказано, что ангел убивает ослицу…
Одно из объяснений этому – что Билам, хоть и был большим злодеем, не заслуживал того, чтобы люди постоянно указывали на “ослицу, укорявшую пророка”. Из этого мы можем выучить, насколько точно отмеряет Всевышний любое наказание, каждый – даже злодей – получает ровно то, что заслуживает, и ничего “лишнего”…
Но почему не убивают самого Билама?