Йорцайт рава Зильбера – Цадик – основа мира

8 ава покинул этот мир наш наставник и учитель рав Ицхак Зильбер.

Для нас, русских баалей-тшува, трудно переоценить роль рава Ицхака.

Даже те, кто никогда его не видели, и не удостоились учиться у него лично, так или иначе испытывают на себе влияние его личности, неповторимый свет праведника, который не уходит со смертью. В преддверии очередной годовщины его смерти (йорцайт) стоит вспомнить великие заслуги рава Ицхака, его неповторимый след в нашем мире.

Многим из нас знакома поговорка «один в поле не воин».

Для людей, выросших под влиянием чувства советского коллективизма, такой подход не вызывал вопросов. Действительно: тяжело, просто невозможно в одиночку бороться с безжалостной тоталитарной системой, которая стремится контролировать даже душу человека. Но если человек преданно служит Всевышнему – вся тяжесть окружающей действительности превращается в обстоятельство, которым можно пренебречь.

Любовь ко Всевышнему и желание исполнять Его Тору способны превратить одного человека в огромную силу.

И эта сила противостоит всем репрессиям тоталитарной системы, всему ужасу, который творился в Советской России. Рав Ицхак вышел на войну не один, он был во всеоружии – его вера во Всевышнего всегда была с ним. И против этого «оружия» ничто в материальном мире не способно устоять. Главное – поступать по воле Творца всегда, в любых обстоятельствах.

Да, это тяжело и опасно – идти наперекор всему окружающему миру. Но именно так поступал рав Ицхак.

Во имя Творца, как и наш праотец Авраам – он соблюдал заповеди, учил и преподавал Тору даже в коммунистическом аду. И в результате… Его подлинно еврейский героизм и самоотдача принесли небывалые плоды: на месте духовных руин русскоязычного еврейства расцвел красивейший сад Торы.

Подумать только, на что способен один праведник – вернуть к Творцу несметное количество еврейских душ!

Душ, совершенно потерянных, уничтоженных духовно, оторванных от веры и обычаев предков, от Торы и Творца! Один человек с полной верой и желанием жить повелениями Всевышнего, несмотря ни на что, – воистину оказался способен перевернуть весь мир.

Наш учитель не просто получил Тору у своего отца и передал ее своему сыну – он передал эту Тору, Тору уничтоженного поколения, Тору сожженных местечек, – нам, вернувшимся к Всевышнему в зрелые годы. Он воспитывал нас, как собственных детей, наполняя Торой пустоту наших душ. Он оставлял свою Тору, свое учение, чтобы учиться – не только с собственными детьми, но и с заблудшими детьми еврейского народа. Не с одним и не с десятью, а со многими сотнями, приходившими к нему. Он учил словом и личным примером. Его душевные качества стали (и должны оставаться) образцом для всего русскоязычного еврейства Торы. Пример его жизни – это пример настоящей борьбы за то, чтобы в любых обстоятельствах желание Всевышнего и его Тора оставались главным приоритетом в жизни.

Бесчисленны истории, когда он бросался на помощь совсем незнакомым или едва знакомым людям.

Там, где Всевышний говорил «Да» – в добрых делах и помощи людям, – для рава Ицхака не было слов «нет» и «невозможно». Он шел и прилагал максимум усилий, чтобы сделать, помочь, приободрить, успокоить, увещевать… Рав Моше Шапиро говорил, что если бы в наше время нам понадобилось понять, как выглядел шатер нашего праотца Авраама – надо было посмотреть на дом рава Ицхака Зильбера.

Когда он все успевал, как находил время для каждого? Нет и не может быть иного объяснения, кроме помощи Свыше. Той самой, о которой сказали наши мудрецы: Б-г ведет человека по тому пути, по которому тот хочет идти.

Пламя Торы нашего наставника зажгло огонь в тысячах еврейских душ по всему миру.

Этот огонь – огонь высшей святости и чистоты, стал светом субботних свечей в сотнях семей, согрел тысячи сердец словом Торы. Наш учитель рав Ицхак зажег маяк, который ярко светит сквозь нестерпимую тьму изгнания и указывает верный путь всем заблудшим сыновьям нашего народа. И этот огонь, с Б-жьей помощью, вновь разожжет жертвенник отстроенного Храма, да случится это в скором времени, в наши дни!