Рассмотрим следующий вопрос: можно ли оставлять еду в духовке (электрической или газовой)?
Дело в том, что во многих духовках, которые продаются в Израиле, на регуляторе мы находим положение «субботтнее состояние» или «мацав Шаббат». Оно подразумевает, что еда, оставленная на этом режиме, будет находиться при постоянной невысокой температуре, и, с одной стороны, не пригорит, а с другой – останется горячей. Достаточно ли этого с точки зрения еврейского закона? Об этом наша сегодняшняя статья.
Итак, мы знаем, что Талмуд (Шаббат 37а) разрешает оставлять еду на Шаббат не только на печи, но и внутри нее. То есть, если огонь присыпан золой, или все угли устранены из печи, и нет опасения, что огонь будет увеличен за счет ворошения углей, то можно поставить кастрюлю с чолнтом и внутрь печки. Чугунный казанок берем кочергой и – в русскую печь. С оговоркой, что во времена мудрецов Талмуда не было русской печи, которая у наших мудрецов называется «домашняя зимняя», а была «кира» – двухконфорочная печь, похожая по форме на большую кастрюлю с глиняными стенками. Варить на ней можно, поставив котелок с едой на конфорку сверху, а можно утопить его внутрь, даже не касаясь углей и дна, например, за счет собственных ручек котелка. Так вот, Талмуд говорит, что оставлять на Шаббат можно в обоих положениях, а возвращать – только наверх, а не внутрь. Но про возвращение потом, а про оставление ясно: все правила, сформулированные ранее, в силе и про это состояние.
«Русскую печь» наши мудрецы приравняли к «кире». А в русской печи еда всегда ставится внутрь, и поэтому очевидно, что оставлять в духовке можно при условии, что огонь прикрыт, или еда готова до состояния «пища бен Друсая», то есть как минимум на треть или на половину времени варки. Но как прикрыть огонь в нашем случае с духовкой? Есть вариант поставить металлическую коробку внутрь духовки, и тогда можно оставлять там еду любой степени готовности… Но автор статьи ни разу не видел таких аналогов «блеха» для духовки в продаже. Поэтому есть другой вариант: оставлять только еду, готовую до состояния «пища бен Друсая» – это разрешает Хазон Иш, или полностью готовую и не улучшающуюся от дальнейшего нагрева – это разрешает Мишна Брура (постфактум и по Хафец Хаиму можно оставить «пищу бен Друсая»).
Если же еда не готова, то авторы «Орхот Шаббат» предлагают заклеить ручку, регулирующую температуру, так, чтобы было невозможно подкрутить ее, не сняв наклейку.
Каков источник этого варианта? «Орхот Шаббат» объяснили, что в Талмуде (Шаббат 18б) написано, что если еду поставили в печь, печь закрыли крышкой, а саму крышку замазали глиной, то тогда можно оставлять еду в ней в любом состоянии. С точки зрения запрета «ломать» или «разрушать» в Шаббат разговор отдельный, но с точки зрения опасения помешать угли мы видим, что его не существует, так как для того, чтобы поворошить угли, нужно сделать трудоемкое и продолжительное действие, которое невозможно совершить бессознательно. Поэтому человек всегда опомнится, прежде чем помешает угольки. НО… Это объяснение только по мнению Раши и Рамо, а Рамбам и Шулхан Арух не согласны с ним…
Помните, мы писали о том, что заклеить регуляторы не помогает, и оговорились – возможно, не помогает. Так вот, логика постановления соответственно линии Шулхан Арух такова: нужно сделать действие с самим огнем. И хотя в нашем случае этого не происходит, ведь наклейка или глина не имеют отношения к тому, что есть внутреннее согласие оставить на малом огне. А как же с отрывком из Талмуда? Там, по мнению Шулхан Арух и Рамбама, говорится про частный случай: мясо на углях испортится, если открыть крышку печи, и только поэтому нет опасения, что она будет открыта. Получается, что этот вариант не проходит по всем мнениям…
Вернемся к положению «мацав Шаббат» для духовки. По мнению автора статьи в нем четкого алахического смысла (однако есть смысл в том, что температура постоянна, и нет опасения, что после того, как печь будет открыта, термостат включит ее). Подумайте сами: если еда готова, можно оставить ее на любой температуре в печи, а если нет, то никакого действия, показывающего, что мы смирились с тем, что огонь невозможно увеличить, нами сделано не было.
Если кто-то спросит: «А как же плата? Ведь там мы писали, что Рашбо считал, что можно снять с большого огня и переставить на тлеющие угли, и этого достаточно?» А этот режим как раз похож на данное описание. На это можно ответить, что рав Шломо Залман Ойербах не привел эту идею как единственно достаточную, а добавил, что на плате не варят в будни, и ее огонь невозможно увеличить. И мы не находим нигде у наших более ранних законоучителей, что они опирались на эту идею без подкрепления другими. Поэтому невозможно положиться только на этот режим. Ведь, если мы поставим коробку из металла, то можно все, а если сделаем заклеивание регулятора, то этого достаточно по Рамо и недостаточно по Шулхан Арух. Есть только вариант, что в случае соединения двух вариантов («мацав Шаббат» и наклейка) Шульхан Арух согласен с Рамо, но на это у нас нет никаких оснований.
Практические выводы:
Можно оставить еду в духовке на Шаббат, если она полностью готова и не становится вкуснее от продолжения варки. С практической точки зрения есть смысл в режиме «мацав Шаббат», так как на нем не пригорит наше блюдо (заранее проверьте температуру, и, если она высокая, то автор не виноват, если ваш шашлык пересохнет).
Если еда готова до состояния «пища бен Друсая», ее также можно оставить в духовке – как электрической, так и газовой. Помните: по мнению Мишна Брура нужно постараться, чтобы все было готово до Шаббата.
Если еда не дошла до состояния «пища бен Друсая», то можно оставить ее в духовке, если есть металлическая коробка – аналог «блеха», прикрывающая огонь или спирали. Этот вариант подходит и ашкеназским, и сефардским евреям.
По мнению Рамо и только для ашкеназских евреев можно заклеить регулятор температуры печи, и этого достаточно. Хазон Иш предложил также установить щеколду у дверцы печи.
Снять регуляторы – спор мудрецов. Мнения разошлись, и поэтому стоит изначально не опираться на этот вариант без необходимости («Орхот Шаббат», глава 2, пункт 19). Это касается не только духовки, но и просто плиты.
Если у печи есть термостат, то ее можно открыть, когда термостат уже включился (и включил печь) из опасения, что в противном случае холодный воздух, запущенный нами, приведет к включению (это тема для отдельной статьи: использование термостата в устройстве холодильников, печей, отопления и т.д.).