Запрет укутывать – Как правильно подогреть бутылочку с детским питанием?
Рассмотрим еще один актуальный вопрос: укутывание в еду или внутри кастрюли с другой едой. Часто хозяйка хочет приготовить чолнт или жаркое, а к нему гарнир, сваренный в специальном герметичном и термостойком пакете внутри основного блюда. Причиной могут быть просто кулинарные предпочтения. Но в связи с этим возникает вопрос: не является ли способ варить рис или перловку в пакете внутри кастрюли запрещенным укутыванием? Ведь налицо всестороннее прилегание и тепло, добавляемое в течении Шаббата? Вот еще один пример: вам нужно разогреть холодное детское питание, молоко или что-то другое. Как вы это делаете? Берете глубокую миску, наливаете в нее кипяток и ставите туда бутылочку или баночку с детским питанием. Но как быть с укутыванием? Ведь и здесь налицо прилегающая к стенкам вода и добавление тепла.
Разберем это подробнее.
В первую очередь нужно определить, является ли укутывание внутри остывающей жидкости запрещенным?
Бейт Йосеф (параграф 258) уже определил, что в таком случае это не укутывание. То есть всякий раз, когда человек хочет снять кастрюлю с огня, а на нее поставить еще одну, холодную, например, с водой, то это не считается укутыванием с добавлением тепла. Причина? Так как эта система остывает, теряя тепло, она не входит в область запрета укутывания.
Но с другой стороны, в Талмуде написано (Шаббат, 48а), что поставить в Шаббат на чайник с горячей водой кувшин с холодной запрещено, даже если чайник уже снят с огня. Как это понять? Ришоним ответили, что этот запрет не подобен стандартному запрету укутывать, так как здесь система остывает, но существует отдельный запрет зарождения тепла в холодном, который напоминает запрет укутывать с добавлением тепла. А этот новый запрет действует только в Шаббат, но не до него.
Еще одно важное замечание. Талмуд (Шаббат, 40б) разрешает ставить разогревать (без нарушения запрета варить) во втором сосуде кувшин с жидкостью в течении Шаббата. Там говорится о том, что для того, чтобы довести до приятной температуры оливковое масло для втирания его можно поставить внутрь ванны. А как же запрет укутывать? Ведь ванна наполнена горячей водой, пусть даже это и второй сосуд, но она облегает стенки кувшина с маслом и зарождает в нем тепло в сам Шаббат? Почему это не подпадает под запрет, описанный выше?
Есть два основных ответа на этот вопрос:
1. Если кувшин не погружен полностью в воду, то по мнениям раввинов, разрешающих частичное укутывание, это объясняется так: кувшин выступает из воды, и это не укутывание.
2. Хазон Иш, запрещающий частичное укутывание, считал, что внутри кастрюли с водой в принципе нет запрета мудрецов укутывать. То что запрещено – поставить кувшин на кастрюлю и укутать всю эту систему для сохранения тепла или зарождения тепла в холодной кастрюле (но только если сохраняется форма укутывания). Но в данном случае это просто подогрев.
Получается, что если мы говорим о том, есть ли запрет укутывать внутри еды или жидкости, то, по мнению Хазон Иша, это никогда не запрещено.
Но в данном вопросе, как и в большинстве случаев, для нас основным считается мнение Рамо и «Мишна Брура» – частичное укутывание не запрещено. Но тогда в данном примере получается, что это укутывание. То есть, если еда будет покрываться полностью водой или другой едой, при этом находясь в пакете или другой кастрюле (бутылочке), то это подпадает под запрет укутывать и требует выполнения всех законов с ним связанных.
(Здесь важно общее замечание, связанное с пониманием того, кто из раввинов устрожает, а кто – облегчает. Помните, мы писали, что, по мнению Хазон Иша нельзя частично укутывать, и это явное устрожение, а, по мнению «Мишна Брура» можно, и Хафец Хаим облегчает. Но в нашем случае все получается наоборот. Ведь Хазон Иш из-за того, что не может объяснить пример из Талмуда на основании частичного укутывания (противоречащего его позиции), предлагает другое объяснение разрешению Талмуда, а «Мишна Брура» не нуждается в подобном обосновании, и поэтому по его мнению есть все ограничивающие условия укутывания. Можно заметить, что нет облегчающих и устрожающих мнений, есть четкое видение закона каждым конкретным мудрецом!)
При этом очевидно, что все наше обсуждение только про кастрюлю, не стоящую на огне, так как если она стоит на нем, то положить внутрь еду будет нельзя из-за запрета ставить на огонь в Шаббат, а не из-за запрета укутывать.
Практические выводы
1. Можно в пятницу поставить холодную воду или молочко в бутылочке внутрь кастрюли с горячей водой.
2. Если вы хотите сделать тоже самое в Шаббат, то оставьте существенную часть бутылочки не покрытой водой.
3. Горячая вода должна быть только во втором или третьем сосуде, иначе нагрев запрещен, так как при этом нарушается запрет варки.
4. По мнению рава Шломо Залмана Ойербаха в пятницу можно положить крупу в термостойкий пакет и положить его вариться внутрь кастрюли с чолнтом, даже если он полностью погружен в еду. Рав Шломо Залман считал, что это не способ укутывания, а способ варить. Таким образом человек ставит на огонь два блюда, только в одной кастрюле. Чолнт вокруг риса не несет функцию термоизоляции, а лишь реализует возможность поставить на огонь, и тем самым сохранить место на плате или сделать так, чтобы чолнт и рис сварились отдельно, не смешиваясь. Рав Эльяшив считал что лучше проделать дырочки внутри этого пакета, дабы чолнт и крупа были одним блюдом, если мы хотим погрузить ее в еду полностью, так как внешне это выглядит как укутывание. Мнения рава Ойербаха придерживался рав Бенцион Аба-Шауль, а мнение рава Эльяшива разделили рав Ицхак Вайс и, да продлит Всевышний его годы, рав Шмуэль а-Леви Вознер. Поэтому в данном вопросе каждому есть на кого опереться.
5. Частично можно погружать термостойкий пакет с крупой внутрь кастрюли по всем мнениям, даже по Хазон Ишу.