Благословения «И в Иерусалим, город Твой» и «Росток Давида, раба Твоего»
Об этих благословениях нет нужды говорить подробно – о том, что нужно лить слезы ручьем, без перерыва, прося отстроить Иерусалим (Храм) и вернуть мощь и славу Давида, поскольку он – цель и символ человеческого совершенства, и если нет у нас Иерусалима и царства дома Давида – для чего нам жить? А Иерусалиму мы просим вернуть трон славы Всевышнего, и также молимся о Давиде, который восседал там (на троне царства своего) буквальным подобием «высшей колесницы». И если высшие ангелы взывают с плачем и песнью траурной из-за разрушения Иерусалима днем и ночью, неумолчно, и они скорбят по Цийону, – как же мы будем молчать и не оплакивать осквернение Имени Всевышнего из-за разрушения Иерусалима и потери царства дома Давида? Каждый человек должен сказать в сердце своем: «Властелин мира! Вот, я предаю мою душу освящению Имени Твоего! И если недостоин я увидеть отстроенный Цийон и возвращение царства дома Давида, то пусть я умру за освящение Имени Твоего, и глаза мои не будут видеть, – но Ты отстрой Иерусалим и взрасти мощь и славу Давида, чтобы освятилось Имя Твое! И сжалься над несчастными сыновьями Твоими, покинутыми в изгнании, страдающими ради единства Твоего и освящающими Имя Твое перед многими!» И всем известно, что из-за многих наших грехов наш славный Храм разрушен и пребывает в запустении, и утеряно царство дома Давида, и сколько блага мы теряем из-за этого, и буквально опустились из жизни в смерть! И также наоборот – известно, что когда вернет Всевышний пленников Цийона, преобразится мир из мертвого в живой, – и потому нет нужды много говорить обо всем этом. И у кого, если только есть в нем еврейская душа, не разобьется сердце при воспоминании о разрушении Иерусалима и о царстве дома Давида, которое пресеклось из-за многих наших грехов!
Благословение שמע קולנו – «Голос наш услышь»
Здесь человек должен полностью сосредоточиться на том, чтобы молиться Всевышнему обо всех своих нуждах, больших и малых, и нет ничего, с чем не нужно было бы обращаться к Всевышнему. Общее правило таково: нет дела, которое мы хотели бы сделать в этот день и о котором мы не помолились бы, прося, чтобы оно совершилось с успехом, прямым и правильным образом. И не нужно даже говорить, что если есть у человека в доме, не дай Б-г, какая-нибудь беда, он должен молиться. А если есть какая-то радость – нужно молиться, чтобы не согрешить, отдаваясь этой радости, и не навлечь тем на себя вины, – молиться, чтобы не стало это событие, не дай Б-г, радостью, вслед за которой придет печаль. И потому пусть человек помолится об этом деле своими словами; и даже если язык его беден и неуклюж – любима будет его молитва Всевышним, будто молился он красиво и изысканно. И благодаря его молитве услышит Всевышний и наши молитвы, и будет она нам на пользу, так как его молитва, несомненно, будет сказана с сосредоточенностью и должным настроем, и не будут у него уста и язык в одном месте, а сердце – в другом, как у людей, которые молятся привычно и заученно. Ведь он молится каждый день о чем-то новом, нужном в тот день, и сам складывает слова своей молитвы, а для этого, несомненно, нужна особая сосредоточенность. А это – основа молитвы, чтобы она исходила из глубины сердца. И также великая польза этой молитвы в том, что в ней он утверждает в сердце своем ту истину, что человек из народа Израиля не отдан во власть случая и естественного хода времени так, что ему не нужна молитва. Напротив, старательность, усердие и трудолюбие (в делах материальных) – ложь, а не основа успеха, ибо лишь от Всевышнего определено, что происходит с евреем на каждом шагу, и не двинет он пальцем в нижнем мире, пока не будет провозглашено об этом в высших мирах. И в этой молитве он примет к сердцу, насколько надо остерегаться, чтобы не преступить веление уст Царя над царями царей, Царя вселенной, ибо все – от Него, под персональным наблюдением, и все, что происходит с человеком, всякий ущерб и всякая беда, все – от Него; и точно так же всякий выигрыш, благо и удовольствие – тоже от Него! И не придет ему в голову согрешить посредством того, о чем просил он у Всевышнего – и получил; ведь как он станет просить богатство, чтобы потом с его помощью вводить в гнев Творца своего? Поэтому тот, кто постоянно молится обо всех своих нуждах, не так легко согрешит.
Благословение רצה… בעמך – «Благоволи… к народу Твоему»
Здесь человек предает свою душу служению Всевышнему. Он должен представить себе, будто он уже связан на жертвеннике, и очень-очень пожелать умереть на нем ради освящения Имени Всевышнего – стать жертвой всесожжения. И поскольку возникло у него такое желание, не должно быть в нем никакого порока. Но если он согрешил одним из органов тела, то это – порок; орган тот не будет желанным, и прежде жертвоприношения нужно вернуться к Всевышнему. И потому весь порядок благословений, все, о чем человек до сих пор молился, продиктовано необходимостью исправить себя, вернувшись к Всевышнему, чтобы не обнаружился у той жертвы порок. И теперь, когда человек предает свою душу ради освящения Имени Всевышнего, нет уже на нем порока, поскольку смыл он с себя свои грехи. И должен горячо молиться, чтобы Всевышний возвратил служение на место его, ибо там совершается всемирное исправление; и об этом скорбит наше сердце – «о горе Цийон опустевшей, лисицы бродят по ней» (Эйха, 5:18), и прекращении служения. И должен человек молиться с разбитым сердцем, чтобы возвратил Всевышний служение в Иерусалим, город полного совершенства.
А при произнесении слов: ותחזינה עינינו – «И да увидят глаза наши» – должен иметь в виду, что удостоится он этого в силу своих заслуг, поскольку то, что происходит в силу его заслуг, он сможет увидеть, а в силу заслуг праотцов – не сможет, подобно тому, как жена Лота не могла видеть уничтожение Сдома, поскольку она была спасена в заслугу Авраама. И Всевышний обещал, что Израиль будет спасен в будущем в свою заслугу, и потому мы говорим в молитве: «И да увидят глаза наши».
Перевод – рав П. Перлов.