Шалом, дорогие читатели!
Сегодня мы обсудим очень актуальную тему: как посолить еду в Шаббат?
Выделим детали вопроса:
Можно ли посолить суп или чолнт, когда они:
1) еще стоят на огне,
2) сняты с огня, но еще в кастрюле (первом сосуде),
3) в супнице (второй сосуд),
4) в тарелке (третий или, иногда, второй сосуд – см. статью в номере 35)?
Приведенный в предыдущих статьях отрывок из Талмуда обсуждает также и эту тему. Итак, трактат Шаббат (42б): «Сказал Абае: учили в ешиве рабби Хии: “соль не подобна приправам, и даже во втором сосуде варится (может свариться)”. Есть мудрецы, которые говорили по-другому (из мудрецов времен Талмуда, обсуждавших эту тему и приведенных редакторами и составителями Талмуда равом Аши и Равиной): сказал Абае: учили в ешиве у рабби Хии: “соль не подобна приправам и даже в первом сосуде не варится (не может свариться)”, и это подтверждается высказыванием рава Нахмана: “соль требует варки подобно мясу быка”». Конец цитаты в нашем переводе.
Проанализируем написанное вкратце. Перед нами спор двух групп мудрецов, донесших до нас мнение Абае, который в свою очередь передал нам один из выводов, сделанных учениками и учителями ешивы рабби Хии.
1) По первому мнению, соль – «легко варимый» продукт, и варится даже во втором сосуде.
2) По второму мнению, соль варится только на огне, как кусок жесткого бычьего мяса.
3) Второе мнение подтверждается доказательством от имени рава Нахмана, считавшегося одним из самых знающих и авторитетных судей во всем еврейском народе.
На основании последнего аргумента, а именно – из того, что первое мнение идет вразрез с четко известным мнением рава Нахмана, а второе – соответствует ему, Тосафот вывели, что алаха (закон) должна быть установлена по второму мнению, то есть:
1) Соль может свариться только в первом сосуде, стоящем на огне.
2) Соль не варится в первом сосуде, снятом с огня, и очевидно, что и не во втором и не в третьем.
Это мнение является основным, но тот, кто будет устрожать в соответствии с первым мнением, заслуживает благословения. Кстати, многие из нас совершают далекие поездки к большим раввинам и праведникам, а тут нам дают «браху» авторы Тосафот! Не советуем ею пренебрегать, ведь эти люди были подобны живым ангелам, и все тайны Торы были открыты перед ними. Многие из них освятили имя Творца во времена крестовых походов. Подумайте об этом.
И тогда, что же это значит? Не класть соль даже во второй сосуд все то время, пока он горячий. В качестве практической алахи Шулхан Арух приводит второе мнение, а рав Моше Исерлиш (Рамо) говорит, что устрожающий удостоится благословения.
Все вышесказанное относится к каменной, а не поваренной соли, т. е. к соляным камням, собранным и раздробленным без кристаллизации и выпаривания.
Что же касается поваренной соли, то ее можно класть в первый сосуд, снятый с огня, по мнению Мишна Брура, и сам же Хафец Хаим говорит, что можно устрожить, т. к. по другим мнениям поваренная соль вообще имеет другой статус.
Перейдем к практическим выводам.
Необработанная соль:
1. Нельзя посолить ею кастрюлю, стоящую на огне. Если посолили по ошибке (т. е. не зная, что таким образом нарушается алаха), то:
а) если пища была частично соленой до Шаббата, и в принципе пригодной к еде, то можно ее использовать, но:
б) если это первый посол, то нельзя использовать эту еду без особой необходимости до конца Шаббата (если без этой еды нет нормальной трапезы, или хозяйка дома очень расстраивается, то Мишна Брура на основании мнения Гаона из Вильно разрешает ее использовать в случае необходимости, несмотря на ошибку).
2. Если кастрюля уже снята с огня, то можно посолить ее согласно букве закона, а желающий устрожить заслуживает благословения.
3. Суп, перелитый в супницу, можно посолить по той же схеме.
4. Суп в тарелке можно посолить по всем мнениям.
5. Твердую пищу в тарелке можно посолить такой солью, но т. к. Мишна Брура приводит мнения тех, кто считает, что твердая (кусковая) пища подобна первому сосуду даже в тарелке, то возможно разумное, но не обязательное устрожение.
Поваренная соль:
1. Мишна Брура устанавливает (делает вывод на основании всех предыдущих мнений, учитывая все нюансы вопроса), что не разрешается класть ее в первый сосуд, но в качестве устрожения, а не по букве закона.
2. Можно солить ею во втором сосуде и жидкую, и твердую пищу.
Соль, обработанная прокаливанием в печах. По поводу этого вопроса автор и редакция могут сказать, что лучше воздержаться от использования ее в Шаббат, т. к. возможно, что высокая температура обработки переводит ее из статуса «долго варимых» продуктов в статус «легко варимых», подобно хлебу, который нельзя класть даже во второй сосуд. Это требует дополнительного выяснения, и поэтому на данном этапе лучше воздержаться от ее использования для горячей пищи.
Сахар – и тростниковый, и свекольный считается вареным.
Ситуация на израильском рынке соли такова: соль шулхани (столовая) является вареной, соль для варки (бишуль) является прокаленной в печах. Ситуация в СНГ и странах Балтии нам неизвестна. Для выяснения вопроса рекомендуем обратиться за консультацией к раву Пинхасу Гольдшмиту или раву Моше Лебелю (Москва), раву Йосефу Бродбеккеру (Киев).