В начале недельной главы Ваера мы читаем о том, как Авраам, будучи в преклонном возрасте и больным (после брита), буквально мчится принимать трех ангелов, которые выглядели как люди. Можно ли представить сейчас такое поведение? Возможно ли, как говорил рав Шимшон Пинкус, чтобы человек оставил учебу в колеле и сел на дороге, в ожидании троих бедуинов с желанием накормить их? Безусловно, никто так сейчас не живет, да и вообще нет такой заповеди. Как же нам понять поведение Авраама?
Через Авраама в нашем мире открылось свойство благодеяния Всевышнего в максимально возможной степени.
Известно, что все наши праотцы внесли в этот мир различные проявления Всевышнего: Авраам – благодеяние, Ицхак – страх перед Небесами, Яаков – меру истины, справедливость – для каждого что-то свое. Сейчас нам важно упомянуть именно то, что Авраам внес в этот мир мидат а-хесед, качество благодеяния.
Есть нечто очень принципиальное, отличающее наш народ от всех остальных народов мира, и об этом же мы говорим в «Ташлих» в Рош а-Шана: наше истинное желание – это исполнение воли Творца.
Об этом говорил наш великий учитель Хазон Иш: нет для меня большей радости и удовлетворения, чем исполнение воли Творца (возможно, от кого-то другого, менее великого, это звучало бы как гордыня, но хотя бы немного зная, кем был Хазон Иш, мы понимаем, что это абсолютно достоверное свидетельство, и мы можем лишь попытаться приблизиться к его высокому уровню). Корень наших душ называется «частицей Всевышнего» – не в буквальном смысле, ведь у Б-га нет частиц, Он един. Однако это стало лучшим определением, которое наши мудрецы дали тому, что может являть собой высшую степень единения с Всевышним, с Его волей.
По большому счету, поскольку источник души – свыше, то душа сама стремится приблизиться и прилепиться к Творцу (чего возможно достичь, только желая исполнять и исполняя Его волю).
Таким образом, истинное желание души – исполнять волю Творца. У Авраама это стремление проявилось в благодеянии: его душа, его «я» требовала нести в этот мир качество благодеяния, и для нее не существовало никаких преград: ни старости, ни недомогания.
В наше время встречаются люди, также несущие в себе сильнейшее желание души исполнять волю Творца. Так, у одного авреха было тяжелое положение: нехватка денег, проблемы со здоровьем, и в этот же период он выдавал замуж старшую дочь – а это большие расходы, требуется много денег и времени, чтобы все организовать. При этом он успевал во что бы то ни стало учиться, как привык, полный день. Когда его спросили, как ему удается все успевать, аврех ответил: от того, что я выдаю замуж дочь, я не перестаю дышать. Если Тора – по-настоящему часть нашей жизни, такая же неотъемлемая, как воздух, никакие бытовые хлопоты не могут оторвать человека от главного. Стоит попытаться оставить теорию, и начать в полной мере жить по Торе.
Есть много мест, где говорится о том, что Тора – это наша жизнь. Сказано также, что идеал любого творения – это хаим бирцоно, жизнь по воле Творца. Только там, где проявляется и реализуется Его воля, может быть настоящая жизнь. Если же, не дай Б-г, что-то идет против Его воли – это и есть смерть, небытие. Так, для Авраама, в его стремлении каждую секунду исполнять волю Творца, было непонятно, как можно провести день и не сделать никакого доброго дела, не проявить хесед? Всевышний сделал в тот день страшную жару: говорится буквально, что «солнце вышло из своей оболочки», и Авраам страдает, но не от жары: он ищет, кого бы одарить добром – в этом сама его суть!
В конце книги «Месилат Йешарим» приводится высказывание Мидраш Раба о том, что «праведники являются той колесницей, через которую открывается Б-жественное в этом мире».
Это говорится в дополнение к тому, что, как мы знаем, каждый из наших праотцов – Авраам, Ицхак и Яаков – внесли полноценно в наш мир Б-жественные качества: хесед, дин, рахамим. Даже народы мира видели в евреях представителей Высшей Воли. Рав Ицхак Зильбер приводит в своей книге слова соседки в Казани, русской женщины, которая говорила про их семью: если не вы, то где же тогда Б-г в нашем мире?
В этом – основа всего нашего народа: мы должны проявить Б-жественность в этом мире.
Наши мудрецы выводят это из того, что в Шма Исраэль есть две большие буквы: айн в конце слова «шма» и далет в конце слова «эхад». Вместе эти буквы образуют слово эд, «свидетель». Сказал Всевышний: вы – мои свидетели. У каждого из нас есть дурное начало, которое мешает нам быть Б-жественными свидетелями. Однако человек работает над собой не с тем, чтобы «надеть на себя чужую одежду», а чтобы проявить свою истинную сущность – раскрыть Б-жественную душу, несмотря на все оболочки и помехи. Нужно лишь «покопаться в себе», и истина раскроется изнутри! Когда мы стараемся раскрыть в себе Б-жественную искру, воюем со своим йецер а-ра, чтобы понять и исполнить волю Всевышнего в этом мире, тем самым мы уподобляемся нашим праотцам, которые первыми раскрыли и исполнили волю Всевышнего наилучшим образом.
Подготовила А. Швальб.