Шалом, дорогие читатели!
Мы продолжаем начатую в прошлом выпуске тему запрета варить в Шаббат. Начнем разбирать этот вопрос по порядку.
В первую очередь, как и полагается, обратимся к источнику и зададимся вопросом: если все запреты проистекают из строительства Мишкана (переносного Храма), то где и что там варили?
Ответ мы находим в трактате Шаббат (74б). Там написано, что варили красители из семян для того, чтобы окрасить ткани, покрывавшие Мишкан.
В кодексе «Мишнэ Тора» Рамбама в главе 9 законов Шаббата написано:
«Как варка пищи или же подогрев воды или выпечка хлеба – все это является одним и тем же».
Запрет варить распространяется не только на еду или воду, но также на все другие материалы, меняющие свои свойства и физические характеристики вследствие обработки теплом. Например, там же приводится, что плавление металла, смолы или воска является производной данного запрета. Почему же производной, резонно спросите вы? Дело в том, что данные изменения не сохраняются – остывая, материалы возвращаются в исходное состояние, и от варки, казалось бы, не остается результата, но, поскольку сам процесс плавления является ярко выраженной обработкой теплом, то очевидно, что он подпадает под данное нами определение.
Но какая тепловая энергия имеется в виду? Ведь тепло может иметь источником и огонь, и электричество, и cолнце, и процесс разложения какого-либо материала, и быть результатом химической реакции.
В Талмуде (Шаббат, 39а) сказано, что варить, используя cолнце, разрешено, но это касается тепла, исходящего от самого cолнца. Предметы, нагретые от солнечной энергии запрещены для использования. Поясним это. Варка солнечной энергией совершенно не похожа (как действие) на варку на огне, это не принято у человека, и, как следствие, очевидно, отличается от того, что запретила Тора. Если кратко, то так никто не варит (не принимая во внимание исключения, которые лишь подтверждают правило).
То есть, основная часть всех варок в мире происходит на огне или его производных, нагретых до такой степени, что материал варится при контакте с ними. Например: на листе раскаленного металла или в сосуде с горячей водой.
А как же производные cолнца? Тут все просто: глядя на материал, невозможно определить, каким образом он был нагрет. Поэтому постановили наши мудрецы не использовать никакие производные, так как это может привести к использованию производных огня.
Интересна трактовка этого закона, предложенная автором книги «Эглей Таль». По его мнению, результат варки на cолнце отличается от результата варки на огне. Мы можем только добавить, что разница очень существенна. В чем же она?
Рав Моше Файнштейн в своей книге «Игрот Моше» пишет, что пользоваться в Шаббат микроволновой печью в наше время запрещено Торой, так как электромагнитные волны – это та же энергия cолнца, с одной лишь разницей: в наше время так варят! Но мы уже отметили, что это причина разрешения лишь в том, что так не варят, а без этого обоснования закон меняется на прямо противоположный.
Но если придерживаться мнения ребе из Сохачева (автора «Эглей Таль»), то варка электромагнитными волнами не приводит к тому же результату! И не важно, как принято в наше время! Кстати мой личный опыт показывает, что вкус еды, приготовленной в МВП совсем другой, но это недостаточная экспериментальная база, как говорят физики. Поэтому получается, что человек, который разогревает холодную воду в МВП, нарушает запрет пользоваться электричеством, но никак не запрет варки. А если запрограммировать МВП так, чтобы она открылась в определенный момент, поставить в нее что-либо, и после этого она автономно закроется, включится и откроется, то, например, для больного можно будет ее использовать. Смело, но логично!
Отметим, что мнение рава Файнштейна принято как основное, а мнение ребе из Сохачева требует дополнительных доказательств. И поэтому нельзя опираться на него без консультации с компетентным раввином.
А как же варка на электрической плитке? Как мы уже отметили, варить на огне и его производных запретила Тора. Раскаленный металл – то же самое; спираль, покрытая чем-либо для безопасности, ничего не меняет по сути, и поэтому все очевидно.
(На эту тему рассказывают интересный анекдот. Есть два популярных лектора здесь в Израиле, которые занимаются распространением Торы в массы. Один ратует за научный подход к вопросу, а другой славится тем, что может достучаться до любого еврея. И им обоим задали вопрос: электрическая плитка и огонь – это одно и тоже или нет? Первый начал объяснять «Понимаете с точки зрения Торы и физики и т.д. и т.п.». А второй просто спросил: «Это не огонь? Тогда сядь на него!» Доходчиво, правда?
Но шутки в сторону – займемся продолжением нашего серьезного дела.
Давайте подведем практический итог:
1) Можно варить еду, используя прямые солнечные лучи (такое изредка встречается; пример из Талмуда: кастрюля с холодной водой ставится на солнце для нагрева).
2) Нельзя варить на любой (например, черной) поверхности, нагретой от солнца (разбить яйцо на платок, чтобы пожарить, зарыть его в песок или дорожную пыль, чтобы сварить).
3) Электрический чайник, бойлер, печь, стеклокерамика – с помощью всего этого нельзя варить в Шаббат. Например, вышеупомянутое яйцо нельзя даже положить рядом с ними – в то место, где оно может свариться.
4) Использование «дуд шемеш» – домашних нагревателей воды, работающих на солнечной энергии, – эта тема требует отдельной статьи, а также введения ряда дополнительных понятий.
5) Тепло, выделяемое в процессе разложения или химической реакции, запрещено вышеупомянутым постановлением мудрецов.
До встречи в следующем номере!