Сгулот великих хасидских наставников для шаббатов периода бейн а-мецарим:
1. Адмор из Бялы написал, что поскольку в будние дни периода «меж теснин» сокрытие Б‑жественного света весьма сильно, то в субботы этого периода этот свет проявляет себя сильнее, чем обычно.
2. «…и (вместо) быков принесем (слова) уст наших» (Ошеа, 14:3). В большинстве случаев недельная глава Пинхас приходится на период бейн а-мецарим, поскольку в этой главе упомянуты все жертвоприношения мусаф. Мы читаем это в Торе, чтобы засчиталось нам, как если бы мы приносили жертвы в Храме.
3. Автор книги «При Цадик» рав Цадок а-Коэн из Люблина пишет, что первая афтара периода бейн а-мецарим – «Слова Ирмияу» [афтарот называются по начальным словам отрывка, который читается], вторая – «Слушайте…», третья – «Видение Йешаяу». Это означает, что в первую субботу мы работаем над исправлением нашей речи, во вторую – над исправлением нашего слуха. Шаббат Хазон – наиболее возвышен из них, поскольку посредством нашего служения в эту субботу мы исправляем зрение.
4. В Иерусалиме раньше объясняли отрывок из гимна «Леха Доди» рав лах шевет бе-эмек а-баха («Довольно тебе сидеть в долине плача») следующим образом:
Шаббаты долины плача (то есть периода «меж теснин») имеют огромное значение (рав лах), и тот, кто служит в эти субботы своему Творцу, удостоится того, что ве-у яхамоль алаих хемла («и Он смилостивится над тобой»).
5. Рав Цадок а-Коэн также уподобляет афтарот, которые читаются в Шаббаты до и после 9 Ава, десяти сфирот [фундаментальное понятие из кабалы; сфирот – основные качества, посредством которых Творец руководит миром].
Семь афтарот и, соответственно, Шаббатов утешения (между 9 Ава и Рош а-Шана) и три афтары с пророчествами о наказании и, соответственно, Шаббатов периода бейн а-мецарим, – вместе составляют десять. Если так, семь афтарот утешения соответствуют семи нижним сфирот (от хеседа и ниже), а три афтары о наказании соответствуют трем верхним сфирот.
Период бейн а-мецарим несет на себе печать тяжелейшего наказания, но в будущем мощный свет раскроется для тех, кто служил в эти дни Творцу молитвой и изучением Торы.
[Подобное сказано в книге «Зоар» о проклятиях недельный главы Ки Таво, что скрытый смысл слов проклятий говорит о величайшем воздаянии, и на это есть намек в главе Балак – в том, что Всевышний обратил проклятия Билама в благословения – прим. ред.]
Подготовил р. Э. Швальб