Сила молитвы – Что такое цельная молитва?

цельная молитва

Цельная молитва

В Талмуде (Рош а-Шана, 17б) написано: «Раби Меир говорил: “Двое слегли (заболели), и их недуг одинаков, и тем самым двое взошли на эшафот, и их приговор одинаков. Один сошел (выздоровел), а другой – нет, один спасся, а другой – нет. Почему один спустился, а другой нет? Один спасся, а второй нет? Этот молился и ему ответили, а тот молился – и ему не ответили?”». Это тяжелый вопрос: участь одного человека изменилась из-за его молитвы, а участь другого осталась прежней. Почему?

В ответе на этот вопрос разошлись мнения раби Меира и раби Элиэзера. Раби Меир говорит, что хотя оба человека молились, но лишь один из них молился цельной молитвой – и ему ответили. (Раби Элиэзер же считает, что у того, чей приговор был отменен, еще не было вынесено окончательного решения, поэтому его молитва была успешной.) Раши отвечает на вопрос, что такое цельная молитва. Это молитва с должным душевным настроем.

Самая известная молитва женщины из Танаха – молитва Ханы, матери Шмуэля.

Из ее молитвы мудрецы Талмуда выводят законы, какой должна быть молитва (Шмуэль I, 1:13): «А Хана говорит про себя, только губы шевелятся, а голос ее не слышен…». «Про себя» – то есть не в голос, «губы шевелятся» – значит проговаривать слова.

Хана молилась о том, чтобы Г-сподь послал ей сына, и это была молитва от сознательного сердца. Молитва Ханы совершила невозможное, изменила природу – до этого у Ханы, по мнению наших мудрецов, даже не было органа для деторождения (матки), но в результате молитвы он был создан для нее.

Молитва от сердца может менять природу!

Сосредоточенность

Рабейну Бехайе в книге «Ховот а-Левавот» пишет об одном праведном человеке, который молился всегда такими словами: «Г-сподь, спаси меня от пизур а-нефеш (рассеянность души)».

Для молитвы очень важно быть сосредоточенным. Мы говорили, что наши мудрецы уподобили молитву службе в Храме. Известно, что если во время процесса принесения жертвоприношения коэн думал махшавот пигуль (о некоторых изменениях порядка жертвоприношения), то он этим сделал жертву пасуль (негодной).

Так же и чуждые мысли мешают во время молитвы – они мешают молитве быть принятой, поэтому так важна сосредоточенность.

Рав Эльханан Буним Вассерман, глава ешивы в Барановичах, был убит нацистами в Девятом форте ковенской крепости. По пути на казнь рав Эльханан объяснял своим ученикам, шедшим с ним, что они идут на месирут нефеш (пожертвовать собой) во имя святости Всевышнего (аль кидуш а-Шем – так называется смерть еврея за то, что он является евреем).

Сейчас самое важное – знать, что махшавот пигуль портят жертву, то есть нужно сосредоточиться на том, чтобы очистить свои помыслы от сомнений в вере и в цельности Б-жественного правления, и предстать перед Всевышним такими, чтобы это жертвоприношение было с благоволением принято на Небесах и учтено в заслугу всего народа.

продолжение следует

подготовила: г-жа Зисси Скаржинская