“Хватать” заповеди
Иногда человек настолько погружается в свои мысли во время молитвы, что «выныривает» оттуда только в «Барех алейну» или еще позже… И что ему теперь делать? Все потеряно?
Хафец Хаим приводит такую притчу. Одна женщина принесла на рынок корзину с яблоками на продажу. Некий разбушевавшийся дебошир внезапно опрокинул ее корзину, и яблоки разлетелись во все стороны. «Нечистые на руку» начали хватать яблоки. А она кричит: «Яблоки! Мои яблоки рассыпали!» Был там один умный человек. Он подошел к этой торговке и сказал ей: «Хватай! Они хватают, и ты хватай, а то на самом деле ничего не останется!»
Так и с молитвой, и с любой заповедью человека: на том месте, где ты опомнился, начинай хватать! Хватай – не стой! Не нужно говорить, что все пропало, уже поздно, «я уже совершил столько ошибок». Все, что человек успеет схватить – будет его. В молитве это значит, что с того момента, когда человек «вынырнул», пусть начинает молиться с каваной.
Обязательный минимум
Ришоним разделились во мнениях, есть ли заповедь из Торы молиться каждый день.
Рамбам («Сефер а-Мицвот», 5) считал, что молиться каждый день – это заповедь из Торы, и одной молитвой в день человек исполняет заповедь о молитве из Торы.
Он ссылался на стихи (Шмот, 23:25): «И служите (ва-авадтем) Г-споду, Б-гу вашему, и Он благословит твой хлеб и твои воды, и устраню недуг из твоей среды», а также (Дварим, 6:13): «Г-спода, Б-га твоего, бойся и Ему служи, и (тогда) Именем Его клянись». Наши мудрецы объяснили, что молитва – это авода (служение) сердцем. Сначала молились, кто как чувствовал – кто-то длиннее, кто-то короче, но затем мужи Великого Собрания установили форму молитвы.
Рамбан считает («Асагот»), что по Торе человек не обязан молиться каждый день, но именно мужи Великого Собрания установили три молитвы в день.
Рамбан считает, что, возможно, обязанность из Торы – это молиться тогда, когда к человеку приходит несчастье, наступает непростой период в жизни. Он ссылается на стих (Бемидбар, 10:9): «И когда пойдете войной на вашей земле против притеснителя, вас теснящего, трубите прерывисто в трубы, и вспомянуты будете пред Г-сподом, Б-гом вашим, и спасены будете от ваших врагов». Поскольку здесь упоминается обращение ко Всевышнему во время нашествия врага, Рамбан полагает, что по закону Торы обязанность молитвы – это обращение к Творцу, когда одолевают горести.
Какие разделы утренней молитвы женщины в наше время должны читать (если они не перегружены занятостью с детьми и по дому)?
Рав Эльяшив ответил на это так: Благословения на Тору, утренние благословения, «Тамид»; «Псукей де-Зимра»: «Барух ше-Амар», «Ашрей», «Иштабах»; «Криат Шма» («Эмет ве-Яцив», «Гааль Исраэль»); «Шмоне Эсре».
Рассказывают про Хафец Хаима, что на все время, пока его жена занималась их маленькими детьми, пока они не подросли, он освободил ее от обязательных молитв в течение дня. На это есть несколько причин.
Во-первых, «занимающийся одной заповедью, свободен от другой заповеди». Женщина не может одновременно следить за уползающим малышом и стоять в Амиде. Во-вторых, «ее сознание не спокойно», то есть она все время думает о своих задачах, о делах, которые ей предстоит сделать – и это отвлекает ее.
продолжение следует
подготовила: г-жа Зисси Скаржинская