Взгляд на жизнь моей матери рабанит Батшевы Эстер Каневски (благословенной памяти), жены одного из руководителей нашего поколения гаона рава Хаима Каневского (да продлит Всевышний его годы!), на фоне истории предыдущих поколений
Рав Арье создает семью
В адаре 5665 (1905) года в Иерусалиме стало известно о прибытии в землю Израиля трех выдающихся юношей с целью учебы в ешиве «Торат Хаим». Их звали Арье Левин, Хаим Шломо Розенталь и Альтер Эллер.
Слух об их приезде моментально распространился, и в Яффо был отправлен специальный посланник, чтобы встретить важных гостей, как полагается. Во время этой встречи дедушке предложили в качестве невесты Хану Шапиро, дочку гаона рава Давида Шапиро. Старшим зятем рава Шапиро был гаон рав Цви Песах Франк, который стал свояком рава Арье. Через несколько дней после прибытия рава Арье в землю Израиля в доме рава Франка состоялась его помолвка. А через несколько месяцев, в тамузе, в этом же доме молодым поставили хупу.
В 5680 (1920) году, после рождения сына Авраама Биньямина, жена рава Арье опасно заболела. По рекомендации больших раввинов Иерусалима ей добавили имя Ципора. По милости Небес бабушка выздоровела и полностью окрепла. С тех пор ее имя было Ципора Хана, хотя в семье ее называли только одним именем – бобэ Хана.
Родословная бабушки Ханы
Мамина тетя, рабанит Плачински, рассказывала, как однажды бабушка Хана сидела в Шаббат после зажигания свечей в окружении соседок. Молодые женщины заговорили о своих выдающихся предках, каждой было, чем похвастаться: «Мой папа – габай в такой-то синагоге… А мой дедушка был равом такой-то общины…». Только бабушка Хана молчала, а спустя несколько минут оставила соседок и ушла домой.
Соседки поняли, что она происходит из простой семьи, и ушла, почувствовав себя неуютно, поэтому они побежали вслед за ней – извиниться, что затронули эту тему.
«Я нисколько не обиделась, – заверила их бабушка Хана, – просто мне нужно было успеть еще кое-что сделать до прихода мужа из синагоги…»
То, что произошло на самом деле, выяснилось гораздо позже. Предки бабушки Ханы намного превосходили тех, кем хвастались соседки, но присущие ей скромность и такт не позволили ей говорить об этом…
Бабушка Хана происходила из очень известной семьи.
Ее отец, гаон рав Давид Шапиро, был равом в общине города Ковно. Его отец, гаон рав Хаим Яаков Шапиро, был главой суда Торы у Маариля (аббревиатура «наш учитель рав Йеошуа Лейб» – прим. пер.) Дискина в Иерусалиме.
Из семьи Шапиро вышли многие великие мудрецы Торы. Дедушкой рава Хаима Яакова был гаон рав Лейб Шапиро, рав Ковно, одним из сыновей которого был гаон рав Рефаэль Шапиро, зять Нецива (аббревиатура «Нафтали Цви Йеуда Берлин» – прим. пер.) и глава воложинской ешивы, у которого, как рассказывалось выше, учился рав Арье. Предки рава Лейба Шапиро тоже были большими раввинами в своих поколениях.
Жена рава Хаима Яакова Шапиро происходила из семьи Закэйм, чья фамилия является аббревиатурой слов «Святое потомство – они» (зера кодеш эм).
Ее деды были святыми праведниками, отдавшими свои жизни ради спасения целой общины. Вот как это произошло:
В городе Райсеняй Гродненской губернии был организован кровавый навет на еврейскую общину. Евреев обвиняли в убийстве нееврейского мальчика и использовании его крови для приготовления мацы. В качестве расправы неевреи грозились изгнать всех евреев из губернии. Двое членов райсеняйской общины – реб Исроэль и реб Тувья, переживая за судьбу своих собратьев, взяли «вину» на себя. Они были убиты, освятив своей смертью Имя Всевышнего, во второй день Рош а-Шана 5420 (1659) года, и тем самым спасли всю общину. В память об этих событиях в райсеняйской общине существовал обычай читать специальный свиток во второй день Рош а-Шана.
продолжение следует
перевод: г-жа Хана Берман