Мамин дом – “Дорогой кузен”

мамин дом
Взгляд на жизнь моей матери рабанит Батшевы Эстер Каневски (благословенной памяти), жены одного из руководителей нашего поколения гаона рава Хаима Каневского (да продлит Всевышний его годы!), на фоне истории предыдущих поколений
«Здравствуй, дорогой кузен!»

Двери дома рава Арье были открыты для всех без исключения, включая душевнобольных и слабоумных. Совершенно невменяемые люди принимались в доме рава Арье с большим уважением и заботой, как любые другие евреи. Рав Арье славился умением выслушивать собеседника и сочувствовать ему, и заведующий отделением для душевнобольных в иерусалимской больнице «Адасса» направлял своих пациентов к нему, чтобы он поговорил с ними и поддержал их.

Мама рассказывала, как однажды рав Арье, проходя мимо сумасшедшего дома, услышал громкие крики с просьбой о помощи, доносившиеся из окна. Рав Арье поспешил зайти внутрь, по опыту он знал, что больные, к которым время от времени приходят родственники, удостаиваются большего внимания со стороны персонала, чем те, к кому никто не приходит. Последние могут кричать до посинения, никто их не услышит.

Рав Арье зашел в палату, из которой доносились крики, и громко воскликнул: «Здравствуй, дорогой кузен!».

Узнав, что рав Арье приходится родственником этому больному, работники отделения засуетились, забегали, и с тех пор преданно заботились о нем – так, как полагается кузену рава Арье Левина… А рав Арье с тех пор регулярно навещал своего «родственника» и приносил ему гостинцы.

Семья рава Арье узнала об этом новоприобретенном родственнике совершенно случайно. Как-то рав Арье шел с сыном, равом Хаимом Яаковом, по улице, и встречный прохожий поинтересовался, как поживает их родственник из сумасшедшего дома, что, конечно же, вызвало у сына удивление и дополнительные вопросы…

А рабанит Исраэльзон рассказывает, что эта история стала известна еще и с другой стороны.

По милости Небес «родственник» вылечился, и после смерти рава Арье пришел утешить его семью. Там он рассказал, как много рав Арье сделал для него.

Мама много рассказывала нам про дедушку Арье. Но никогда не ограничивалась одними рассказами. Душевнобольные люди всегда находили поддержку и в нашем доме. С утра до вечера они приставали к маме со своими проблемами, порой требуя от нее невозможного. И мама удовлетворяла все их требования, окружая их любовью. Научилась она этому у дедушки Арье и у своей мамы, в доме которой тоже всегда жалели умственно неполноценных людей.

продолжение следует

перевод: г-жа Хана Берман

Мы выражаем благодарность за право публикации отрывков из книги