Когда меня попросили подготовить цикл уроков о молитве, это, конечно, заставило меня больше читать и учиться на заданную тему. Больше всего от этого выиграла я сама – настолько глубже и вдумчивее, насыщеннее и содержательнее стала моя молитва.
Если бы мы знали, какова сила молитвы, мы использовали бы любую возможность, чтобы обратиться к нашему небесному Отцу.
Маараль из Праги пишет, что, даже если уготовано человеку что-то хорошее, но он не молится, то он не получит то, что приготовлено ему.
«Никакого кустарника полевого еще не было на земле, и никакая трава полевая еще не росла, ибо дождя не слал Г-сподь Б-г на землю, и человека не было, чтобы возделывать землю» (Берешит, 2:5). И хотя ранее в Торе (Берешит, 1:12) написано «И извлекла земля поросль», однако в действительности трава не выросла, а находилась «на выходе» вровень с поверхностью земли. А почему не было дождей? Раши пишет «Потому, что не было того, кто осознал бы благотворность дождей. Когда появился Адам, он понял, что дожди необходимы, и стал молиться о них – и пошли дожди, и выросли травы и деревья». Все было приготовлено, но пока человек не попросил, ничего не произросло.
Рав Шимшон Давид Пинкус также говорит об этом: «Всевышний ждет наших молитв, и изобилие, которое должно спуститься к нам, задерживается».
От мужчин больше требуется изучение Торы – их часть в исправлении этого мира. Молитвы из глубины сердца – это скорее удел женщин. Наши матери за многие поколения до нас, когда еще не умели молиться по Сидуру, «разговаривали» со Всевышним во время мытья посуды, стирки, занимаясь с детьми, в поездках. Женщинам более свойственно делиться своими проблемами, мы лучше чувствуем, что Всевышний рядом.
У Хафец Хаима (рав Исраэль Меир а-Коэн) был зять, рав Цви Гирш Левинсон, который рано ушел из этого мира. Он был большим знатоком Торы, праведным и благочестивым. Когда он умер, его вдова была безутешна. «Почему Всевышний забрал именно моего мужа?» – восклицала она. Хафец Хаим пришел утешить дочь и сказал следующее: «Твой муж был большим праведником. Если тебя это немного утешит, знай, что треть мира должна была погибнуть, приговор уже был готов. Но вместо этого было решено забрать одного твоего мужа».
Рамхаль в своей книге «Дерех Ашем» (2:3:8) пишет, что, когда приходят горести праведнику, это искупает его поколение – тем, что цадик принимает страдания с любовью.
Но и обычный человек может молиться о других в состоянии, когда к нему приходят горести и его сердце открыто. Тогда ему не нужно искать слова, чтобы молиться, не нужно особого настроения – он говорит из глубин сердца, наполненного до краев.
В книге «Зоар а-Ракиа» (издание Мункач) рав Яаков бен Хаим Цемах комментирует слова наших мудрецов «Нет капли, которая спускалась бы сверху, и навстречу которой не поднимались бы две капли с земли». Что такое «капли сверху»? Это изобилие, которое Г-сподь хочет дать нам. Что такое «капли снизу»? Это слезы, которые мы проливаем, прося о благополучии.
Для того, чтобы сверху нам дали изобилие, нужно пролить слезы в молитве.
Нам кажется, что наша ежедневная скомканная торопливая молитва ничего не стоит. Но даже когда мы молимся словами из Сидура, не до конца понимая написанное, в спешке и на ходу, наша молитва «работает». Однако хотя бы одну молитву в день нужно произнести, вдумываясь в каждое слово, по-настоящему.
Даже если эта молитва будет не из Сидура, а своими словами на любом языке, главное, чтобы она была настоящей, от сердца.
продолжение следует
подготовила: г-жа Зисси Скаржинская