Тема скромности – Памяти рабанит Рахель Ганс

скромности

Скромность внутренняя и внешняя

Вообще тема скромности была ей очень близка. Кроме ее внешней скромности, и внутренне она была очень скромной, она всегда особенно трепетно относилась к этой теме.

Я помню, в Песах несколько лет назад мы пришли к одной из племянниц в Рамоте – я провожала свекровь. Погода была холодной, моросил дождь, на улице было неприятно. Навстречу нам по улице шла женщина в очень короткой юбке и с огромным вырезом на кофте. Свекровь увидела ее и сказала про себя: «Ужас и кошмар!» Я тоже ужаснулась, но, когда мы перестали ее видеть, я тут же забыла о ней, заговорила о другом. Но не свекровь. Она была в шоке, что еврейки могут так ходить, и не могла успокоиться, пока мы не вернулись домой.

И наоборот, когда она приходила на свадьбы, где невесты были скромными, она так удивительно радовалась. Все радуются на свадьбах. Но я не знаю человека, кто бы настолько радовался именно скромности дочери еврейского народа, как моя свекровь. Ее радость шла изнутри наружу.

Моя соседка нашла в свадебном альбоме своей дочери записку и вспомнила, как, пока шили платье, у нее было множество вопросов о скромности. Она хотела передавать их через меня моей свекрови, но я убедила ее, что, чтобы не было испорченного телефона, лучше написать все вопросы и выслать факсом. [Телефон в доме свекрови был вечно занят, поскольку звонили постоянно. Поэтому больше шансов было, что она получит факс.] Сегодня она передала мне факс, который получила тогда. Вначале в своем ответе моя свекровь извиняется за вынужденное ожидание (соседка ждала факс 3 дня, потому что свекровь уехала с мужем на отдых ешивы «Коль Тора», – и теперь чувствовала потребность извиниться). Моя свекровь написала: «Нет точных указаний о сантиметрах, но центральная линия в скромности, особенно для невесты в день ее свадьбы, когда она в центре событий и все глаза устремлены на нее, что все, что выделяется, не скромно. Нужно смотреть на фигуру невесты: она худая и сухопарая, или полноватая. Если платье выделяет разные участки ее тела, в этих местах нужно надбавить. Ясно, что должна быть лишняя ткань с боков, которую можно защипнуть пальцами. Но точных данных о сантиметрах нет ни в одной книге. Вам нужно взвесить самим, чтобы невеста выглядела красиво и мило (чтобы платье не висело, словно мешок), но чтобы платье скрывало формы тела». Моей свекрови было важно показывать, что скромное – вовсе не значит мешок, тряпка, неряшливый вид. Когда она отвечала на вопросы, всегда говорила: «Я не хочу, чтобы говорили, что скромность и красота – вещи взаимоисключающие». Она говорила: «Скромно и красиво». Когда женился мой сын, свекровь была очень довольна, что его невеста умеет одеваться именно так: скромно и красиво. Она несколько раз восхитилась ее нарядами. Когда она видела женщину в безвкусной, бесформенной одежде, она подчеркивала, что это не то, что требуется. Она говорила, что одежда должна быть милой и вместе с тем скромной. Когда она чинила одежду для «Цниют Йеудит», то всегда спрашивала девушку (женщину), как бы она хотела, чтобы выглядела ее одежда. Она старалась, чтобы изменения соответствовали не только законам скромности, но и вкусу женщины.

Дальше в письме о платье она рассуждает о покрое, месте и разновидностях украшений… И еще она упоминает книгу рава Фалька «Оз ве-Адар Левуша», главу о правилах скромности, обязывающих невесту в день свадьбы, и о естественной красоте, которую Создатель дает невесте в этот великий, особенный и счастливый день. В постскриптуме она пишет: «Следует отметить, что радость и возвышенная атмосфера на свадьбе зависит от вида и поведения невесты, а также от Б‑гобоязненности, которой светится ее лицо». Эти слова настолько соответствуют ее характеру!

Одна женщина пришла утешить скорбящих (на шива) с вечерним платьем в руках. Не в пакете – платье висело на вешалке на виду. Она рассказала, что всей семье сшили одинаковые платья (так хотела бабушка), но ей что-то в нем не нравилось, – как будто оно было слишком блестящим. Моя свекровь сказала, что, по ее мнению, оно в порядке, но если все-таки что-то смущает эту женщину, она советует ей добавить ленту. Объяснив, какую именно ленту нужно купить, она послала эту женщину в магазин. Моя свекровь пришила ей эту ленту по переду платья, а также на рукава, – чтобы был вид готового изделия. Она сказала, что им удалось добиться обеих целей: все внучки были одеты одинаково и сама женщина чувствовала себя удобно в своем платье.

продолжение следует

Подготовила г-жа Зисси Скаржинская