Все, что мы обсуждали – это необходимый минимум. Но можно подняться еще на одну ступеньку выше в работе над нашими качествами, над миром в нашем доме. Это немного тяжело для выполнения, но тем не менее.
Нужно хвалить и ценить мужа за его усилия, когда он просит прощения.
То есть не только принять так, как мы сказали выше, но и похвалить за ту форму, в которую он облек свои извинения, сказать, как мы ценим, что он смог все-таки извиниться, несмотря на то, как это ему тяжело. Можно сказать, что его извинение залечило рану. Это довольно тяжело, но если мы хотим вкладывать в мир в нашем доме, то это верный путь. Здесь как на дороге: не будь правым, будь умным.
Нужно помнить, как важно заканчивать ссору на одной теме, и не погружаться в историю, не вспоминать прошлые обиды. Одна ссора – одна тема. Как сказано в Теилим (79:8): «Не напоминай нам грехов предков (первых грехов), пусть поспешит навстречу нам милосердие Твое, ибо унижены мы очень».
Время примирения – это эт рацон, время благоволения, и возможность еще больше сблизиться.
Если в тот момент, когда муж извинился, мы начнем жалеть себя: «Да, он действительно сделал мне больно! Как я несчастна!», то мы создадим в его душе отвратительное чувство, которое только оттолкнет (его или любого человека в подобной ситуации). Муж попросил прощения, но вместо примирения это как будто вернуло жену назад, и она снова переживает и жалеет себя все больше и больше. Таким образом она испортит момент примирения и не воспользуется им для укрепления своего еврейского дома. Это похоже на то, когда два человека держат веревку с разных концов. В какой-то момент веревка рвется, и, чтобы починить ее, нужно связать разорвавшиеся куски. Веревка станет от этого короче. Так и люди, испытавшие себя в ссоре и выстоявшие, становятся еще ближе.
Я помню, на неделе наших «Шева Брахот» приехала моя тетя, вдова. Первым делом она спросила: «Ну, вы уже поссорились?» Мы недоумевающе ответили: «Мы же только поженились!» На что она ответила: «Все время, пока вы не поссорились – это не по-настоящему. Поссоритесь – помиритесь, и тогда ваш союз станет настоящим». Я помню, что тогда посмеялась над этим, но с годами поняла истинность ее слов.
Что делать, если иногда недостаточно сказать: «Я простила».
Произнести эти слова – одно, но истинного прощения никак не удается добиться внутри себя. Рав Таубер в своей книге «Пиркей Махшава» приводит чудесный рассказ. Адмор из Скулен был святым человеком, он занимался заповедью «выкупа пленных». Его деятельность заключалась в том, что он собирал в Америке деньги, чтобы выкупать евреев из тюрьмы в Румынии. В процессе он подвергался большой опасности. Окольными путями он переводил деньги в Румынию и спас многих евреев от смерти. Однажды стало известно, что один из назначенных им посланников нарушил уговор и украл собранные деньги себе, вместо того чтобы выкупить еврея, для которого эти средства были собраны. Адмор настолько расстроился от происшедшего, что почувствовал себя плохо и попал в больницу. Сын Адмора, который остался с ним в больнице на случай, если будет нужна его помощь, обнаружил отца ночью вышагивающим из конца в конец больничного коридора. На вопрос, почему отец не спит, тот ответил, что не может прочитать «Шма» перед сном. «Ведь там написано, что я прощаю и извиняю любого, кто обидел и ранил меня. Но поскольку я чувствую, что не в состоянии простить еврея, который предал мое доверие и загубил возложенную на него миссию, украл собранные мной деньги, и из-за него еврей остался в тюрьме и в опасности – я не могу закончить чтение “Шма”. Ведь не могу же я солгать, что простил его! Но, с другой стороны, пойти спать, не сказав: “Вот, я прощаю…” – тоже абсолютно исключено. Поэтому, пока мне не удастся победить себя и все-таки простить его, я не пойду спать!» – сказал адмор из Скулен.
Вот образ настоящего еврея!
Рассказывают, что некий еврей обидел одного из великих мудрецов Израиля. Когда он пришел извиниться, рав сказал: «Сейчас не могу. Вернись через две недели». В указанный срок тот вернулся и получил полное прощение. Тогда он спросил рава, зачем ему нужны были эти две недели? Что изменилось? Рав ответил, что эти две недели нужны были ему самому для того, чтобы работать над собой и простить от всего сердца, а не просто сказать это словами.
Еще один дополнительный плюс тому, кто умеет прощать.
Известно, что человек, которого обидели, а он простил, спасется от многих бед. Есть много историй про то, как некий еврей был в большой опасности, и рав посоветовал ему найти человека, которого обидели, а он смолчал, и попросить его благословения. Это поможет спастись от бед.
Рассказывают, в частности, об одном из учеников Сабы из Слободки, который обидел другого ученика. Обида была настолько серьезной, что он не смог набраться достаточно смелости, чтобы пойти и попросить прощения. Он попросил самого Саба из Слободки пойти принести за него извинения. Саба согласился, пошел к обиженному и просил прощения за обидчика. Когда тот простил, Саба сказал: «Есть у меня к тебе еще одна просьба. Благослови меня». Юноша очень удивился: «Что мое благословение может прибавить великому учителю мусара?» Саба ответил: «Ведь написано: тому, кто прощает, прощаются все грехи. Мне не простили мои грехи, а тебе твои – простили. Теперь ты праведник, святой и чистый – и я прошу у тебя благословение». Юноша долго смущался и мямлил, но рав не отпустил его, пока тот не благословил.
В книге «Адраба» есть много историй на тему прощения.
Одна из них – о юноше из ешивы и об уборщице. Уборщица приводила на работу своих маленьких детей, чтобы самой присматривать за ними. Один из учащихся решил сделать ей выговор: «Твои дети очень мешают! Они балуются и хулиганят. Мы не можем спокойно учиться. Пожалуйста, в следующий раз приходи без детей». Женщина была уставшей, замученной жизнью, поэтому со всей горечью ответила: «Без детей? Сам ходи без детей!». И на этом они разошлись. Этот юноша не просто так требовал тишины – он был одним из лучших учеников, со временем женился на хорошей девушке. Прошло 20 лет, но детей у них все еще не было. Он и его жена ходили к лучшим врачам в Израиле и за границей, но никто из врачей не видел, в чем проблема – оба здоровы, с физической точки зрения проблем нет. Тогда один из его друзей сказал вскользь: подумай, может, ты кого-то обидел и не попросил прощения. Он долго думал, и наконец вспомнил этот случай. Потом он проделал настоящее расследование, чтобы найти ту уборщицу, и явился к ней с искренней и слезной просьбой о прощении. Она сказала, что, конечно, простила и он не должен так убиваться за то, что сорвалось с уст. В том же году они были благословлены первым ребенком!
Каждый, кто вкладывает в то, чтобы просить прощения, в то, чтобы простить от чистого сердца, поистине строит миры!
Все в наших руках. Хотя кажется, что это мелочи, но простить по-настоящему – это работа над собой, и немалая. И наш еврейский дом только выигрывает оттого, что мы вкладываем в эту работу.
Подготовила г-жа Зисси Скаржинская