«И если мы посмотрим на восемь первых глав и на 32 этих главы, увидим, что качество хесед распространяется на все существующие области благодеяния, и каждый человек сможет делать хесед в своей отрасли, и часто даже в легких вещах, почти как в случае “Этот доволен, и от того не убыло”. А люди пренебрегают этим».
«И я сказал бы, что в нашем случае актуален мидраш, приведенный в книге “Лев Давид” (глава 22). Пророк Элияу шел с раби Йеошуа бен Леви. Показал ему Элияу одну улицу, где собралось много людей, которые толпились у магазина, чтобы что-то купить. Поверх толпы они увидели, что продается там… тухлое собачье мясо! И каждый килограмм – за динар (золота)! И все толкаются, чтобы опередить друг друга в очереди. А на другой улице, которую показал Элияу, стоит магазин, в котором продают свежую и жирную телятину, да еще и дешево – и никого! Ни одного покупателя. Раби Йеошуа бен Леви очень удивился, а Элияу спросил: “Чего ты удивляешься? Ведь давка в магазине, где продают тухлое собачье мясо, очень похожа на огромные толпы людей, которые гонятся изо всех сил за грехами, тратя много сил и средств. А ведь грех – это тухлятина!
А Тора и заповеди – словно здоровое свежее мясо, которое продается дешево, но нет покупателей”.
И об этом я говорю: иногда человек легко и с удовольствием тратит деньги на пустое и безрассудства, которые ему подсовывает дурное начало, например, ради надуманного почета, ощущения превосходства.
Иногда он доходит до сотен и тысяч рублей. И бывает, что добивается этого путем больших усилий, страданий, от которых нет никакого проку ни в будущем мире, ни в этом. А на самом деле это ничем не лучше гнилой собачатины. А по поводу хеседа, когда хорошее начало уговаривает его, кричит, просит: «Приди ко мне и купи моего товара, кашерного, который приобретает даже сам Творец (как написано у пророка Михи (7:18): “Потому что желает хесед Он”). И это надежность человека, и удача его в этом мире и в мире Будущем. Ты купишь его небольшими средствами, не прилагая особых усилий». И нет покупателя на этот прекрасный товар, из-за наших великих грехов».
Иногда я вижу, на улице под нашим домом стоят дети и ждут. Их научили, что нельзя переходить улицу самим. Они стоят и стоят, ждут, пока их кто-то переведет через дорогу. Ведь это дело нескольких секунд, но люди считают, что на этот хесед у них нет времени и сил. Все бегут мимо, и никто не спросит, может, им надо перейти дорогу… Иногда они стоят там по 10 минут.
Мой старший сын получил моральную травму на всю жизнь, когда на его глазах машина задавила его одноклассника на переходе, когда тот шел домой через дорогу.
Сын очень тяжело это переживал, и я советовалась с психологом хедера, как помочь ему справиться с этим, вытащить из него, что он чувствует. У нас с ним получилось поговорить, и я рассказала, что он может сделать для поднятия души этого мальчика. Им было тогда по 8-9 лет…
«А причина в том, что йецер а-ра не дает человеку вдуматься в величие качества хесед и его большую пользу.
Поэтому можно посоветовать человеку задумываться о том, что написали наши мудрецы о полезности этого замечательного и святого качества – хесед. Так подтвердится в его глазах, что желание Всевышнего – чтобы мы приучили себя обращаться с нашими близкими по-доброму и с милосердием, как написано (Дварим, 11:22): “Ходить всеми путями Его и держаться Его”, а в Сифри объяснено: это пути Б-га, как написано (Шмот, 34:6): “Г-сподь есть Г-сподь, Сильный, Милосердный и Милостивый, Долготерпеливый и великий милостью и истиной” – и так разовьет в себе любовь к качеству хесед. И в заслугу этого Всевышний тоже будет обращаться с ним соответственно качеству хесед в этом мире и в Будущем».
Хесед можно делать силой слова, поддерживая людей, советуя им, молясь за них.
Прежде всего, мы как жены и мамы можем применить это в нашем доме. Созидательная сила, данная Всевышним добру, поможет нам строить наш дом заповедями и добрыми делами, совершаемыми с помощью речи.
Подготовила г-жа Зисси Скаржинская