Хесед словами – помочь советом

советом
Сейчас я хочу процитировать отрывок из книги «Аават Хесед», о которой говорила выше. Это раздел «Добрые дела, связанные с речью» (8:2).

«Если его товарищ гневается на кого-то, а он может своими словами отвести гнев, то это будет доброе дело. Как написано о Йосефе, что он сказал: “Так если вспомнишь меня при себе, когда тебе благо будет, (изволь) же содеять со мной милость: и упомяни обо мне фараону, и выведи меня из этого дома” (Берешит, 40:14). А также, если может он своей речью сделать так, чтобы с его товарищем не случилось плохого, это также будет добрым делом. Например, если однажды он будет среди людей, подозреваемых в воровстве, и (по определенным признакам) он догадался, что они собираются пойти и обокрасть одного человека. И вот, он слышит, как они говорят о состоянии того человека (что он богач и стоит его обокрасть), то правильно было бы ему “объединиться” с ними и рассказать, будто бы тот человек – бедняк, даже если сам он знает, что это не так. И это будет добрым делом. Как мы знаем, так поступил Авраам в отношении Сары: “Вот милость, которую сделай мне: куда бы мы ни пришли, скажи обо мне: Мой брат он” (Берешит, 20:13)».

Здесь мы видим еще один пример того, что истина и ложь – это не абсолютные понятия.

Все нужно принимать относительно Торы. Если, по мнению Торы, рассказать о богаче, что он бедняк, и тем самым спасти его от грабежа – это истина, значит, в данном случае сказать «объективную» правду и тем навлечь на него несчастье – это ложь.

Продолжаем читать «Аават Хесед»: «А также, если может он оповестить своего друга, дать совет о чем-то, чтобы тот уберегся от этого, конечно, должен это сделать по закону, как написано в конце “Хошен Мишпат” (426а). Кроме того, если своим разговором он сможет сделать так, чтобы один человек помог другому, это тоже благое дело, и он получит за это благословение от Всевышнего, как приведено в Тосефте (Пеа, 4:17). И даже если сказал другим: “Дайте”, получит за это награду, как сказано (Дварим, 15:10): “…ибо за это (то есть за речь) благословит тебя Г-сподь, Б-г твой, во всех делах твоих и во всем, к чему приложишь руку твою”».

Это говорится, например, о тех, кто ходит и собирает цдаку.

К нам часто заходят девочки, которые собирают для организации «Боней Олам», для «Яд Элиэзер», для «Хасдей Неоми». Все эти девочки просят не для себя, не потому, что у них нет. Они просят для других, как и написано: «сказал другим: “Дайте”». Так они делают хесед своей речью (кроме того, что они делают хесед лемаасе, то есть действием – ходят, стучат в двери, собирают).

Продолжим чтение «Аават Хесед» (8:3): «Посоветовать товарищу подходящий совет в связи с его делами, как написано в “Хошен Мишпат” (97а), и это подходит даже (для помощи) богатым».

Каждый из нас знает некую область лучше и может посоветовать другим.

Например, если среди наших знакомых есть врач или медсестра, мы можем иногда спросить у них совет. Если кто-то в свое время «собаку съел» на оформлении машканты (ипотечного кредита), то он может посоветовать другим, как это легче, выгоднее и продуктивнее сделать. Тот, кто занимается строительством, может посоветовать в этой сфере. Оказывается, проконсультировать человека из собственного опыта – это не просто ответить на его вопрос. В данном случае это будет еще и выполнение заповеди хесед с помощью нашей речи.

В нашем обществе есть люди, которые называются асканим (общественные деятели), и они делают великий хесед, например, в области лечения.

Они изучают определенное направление в медицине с точки зрения лучших в данной области врачей, больниц, где лучше лечиться – в Израиле или за границей. Недавно я видела в нашей районной газете объявление, что некто дает консультации, где лучше и дешевле лечить зубы. А другие помогают в области арноны (муниципальный налог) – советуют, как сэкономить. Есть финансовые консультанты. И даже в таком деле, как выпечка хал, есть свои специалисты, готовые дать совет, как спасти наше тесто, если оно не получилось.

Каждый, кто изучил некую область досконально (по долгу службы, или столкнувшись в свое время с трудностями), может помочь другому советом.

У меня есть соседка – специалист по стирке. Она раздает всем соседкам «патенты» по отстирыванию вещей. Я всегда могу к ней обратиться, описать проблему (то есть, собственно, от чего пятно), а она советует, чем его снимать: содой, ацетоном, «Сент Мориц» (растворителем жира), «экономикой» (хлоркой), лимонной кислотой… Она спасла мне множество вещей своими советами! Это не просто мило с ее стороны. Это настоящий хесед, который она делает силой своей речи.

Кто бы мог подумать, что такими, казалось бы, небольшими вещами мы можем сделать большую заповедь!

Я помню, что, когда я училась в семинаре, у меня была подружка из другого класса, на год старше. Мы вместе ходили в Шаббат к Стене Плача и обратно (мы тогда жили в Геуле). В то время это было не страшно [видимо, речь идет о пути через Шхемские воротах — прим. перев.], не то, что сегодня. В наше время я бы не позволила своей дочери ходить этим путем, но тогда это было безопасно. По дороге мы много болтали, и она рассказала мне, среди прочего, что учительница Торы, которая будет у меня в этом году, очень любит и ценит, если ученица знает наизусть стих Торы и комментарий Раши к нему. Я это учла.

Когда учительница пришла в класс, то начала вызывать одну за другой девочек в классе и просить их процитировать стих наизусть. Никто не знал – они не были готовы к такому стилю изучения. А я успела подготовиться, поскольку была предупреждена. Думаю, моя подруга даже не думала, какой хесед она сделала мне – просто в процессе разговора. Но ведь бывает, что в разговоре вместо этого говорят лашон а-ра или сплетни…

продолжение следует

Подготовила г-жа Зисси Скаржинская