Урок четвертый. Истина Яакова
Еще один урок, который мы должны почерпнуть у Яакова – его главное качество. Когда мы читаем Пасхальную Агаду, там есть такие строки: «Так говорил Г-сподь, Б-г Израиля: по ту сторону реки (Евфрат) жили отцы ваши издревле, Терах, отец Авраама и отец Нахора, и служили другим богам. Но Я взял отца вашего Авраама из-за реки той и водил его по всей земле Ханаанской, и умножил потомство его, и дал ему Ицхака. Ицхаку Я дал Яакова и Эсава». Про Авраама все понятно (Берешит 21:12): «…в Ицхаке наречется тебе потомство», там не было других вариантов, ведь Ишмаэль был не сыном Сары, а сыном рабыни.
А вот у Ицхака вроде бы изначально есть два сына-близнеца, которые кажутся равными по своим достоинствам. Это не так, как мы учили в садике: мама-Ривка везет в коляске двух малышей-близнецов, оба в кипе и симпатичных кудряшках, только один рассматривает книжку про Шаббат, а другой ловит кошку за хвост.
Ривке было понятно, что близнецы разные, как небо и земля, потому что она спросила об этом еще во время беременности. Но она держала это при себе, и Ицхак ничего не знал. Поэтому близнецы получили одинаковое воспитание. В два сосуда наливали одинаковое вино, но в одном оно скисло. Видимо, виноват сам сосуд.
Что же такое было у Яакова и не было у Эсава?
Главным качеством Яакова была Истина (эмет), она же Великолепие (тифэрет), как написано: «Дай истину Яакову, благодеяние Аврааму» (Миха, 7:20). Именно поэтому он, в конце концов, удостоился того, что благословение Авраама досталось по наследству ему (Берешит, 28:4): «И даст Он тебе благословение Авраама, тебе и твоему потомству с тобою, чтобы тебе наследовать землю пребывания твоего, которую дал Б-г Аврааму» – так благословляет его Ицхак перед отъездом за невестой.
Яаков назван человеком цельным (там, также переводится как «простой») и человеком истины.
На первый взгляд, простоты и истины в его поведении маловато – он выглядит намного хитрее своих отца и деда. Мы видим, как он «обманом» покупает первородство у брата, а затем получает причитающиеся первенцу благословения. Но на самом деле человек цельный и правдивый – это не тот, которого ничего не интересует, кроме его шатра и книг. Это вовсе не значит, что он не знает, как себя вести среди обманщиков и злодеев вроде Эсава и Лавана. Наоборот, Яаков знал, что Эсав ни во что не ставит первородство, поэтому похлебка будет ему нужнее. То, что в поведении Яакова выглядит как обман, при вдумчивом изучении раскрывается как истина.
Это качество Яакова важно в любом еврейском доме.
Дети должны знать, что мы очень строго относимся к истине. Если ребенок скажет правду, его простят, а соврать – самое худшее, что он может сделать. Так воспитываются люди, главное качество которых – истина и великолепие.
Подготовила: г-жа Зисси Скаржинская