Сказано в книге Иова (26:7): «(Всевышний) подвешивает землю на блима (пустоте)». Слово блима, которое переведено как «пустота», буквально означает: бли ма – ни на чем. Отсюда учат наши мудрецы: «Мир существует только за счет того, кто останавливает (болем, глагол от блима) себя в час ссоры, как сказано: “подвешивает землю на блима (здесь — “на сдерживании себя”)”».
Всевышний «подвешивает мир» (т. е. ставит существование мира в зависимость) на человеке, который молчит в момент ссоры. Такой человек – основа существования всего мира.
Здесь мы обнаруживаем величие, которое приобретается совершенно неожиданным путем: без труда над Торой и заповедями, только молчанием в момент ссоры. Подобно тому, что сказали мудрецы: «Каждому, кто сидел и не грешил, дают награду, как будто выполнил заповедь».
Нужно разобраться, какое величие заложено в молчании, в том, чтобы остановить слова, уже вертевшиеся на кончике языка.
Известно, что ангелы поют песнь. Какова песнь ангелов? «Свят, свят, свят», и «Благословенна слава Г-спода ми-мкомо (с ее места)». Однако есть другой вид ангелов, который называется хашмаль (приведено в пророчестве Йехезкеля). Виленский Гаон объясняет, что это слово состоит из двух слов – хаш (молчать) и маль (от мемалель – говорить). Как сказано в трактате Хагига: «Иногда молчат, иногда говорят», и Гаон добавляет, что речь идет о повторении хазаном молитвы Амида.
Когда прославляют Всевышнего, обязательно необходимо достигнуть такого совершенства песни – речи вместе с молчанием. Молитва Амида, которую произносит хазан – это песнь, и молчание остальных молящихся – это тоже песнь, а вместе здесь есть особая, удивительная песнь, суть которой: хаш – маль.
Есть два пути, как петь Всевышнему: есть мелодия «Свят, свят, свят» и «Благословенна Слава Г-спода ми-мкомо (с ее места)», а есть мелодия молчания.
Получается, что молчание – это не только не совершать грехов. Молчание – это, по сути, и есть песнь.
У пророка Элияу приводится описание песни ангелов: «И сказал (ему Всевышний): выйди и встань на горе перед Творцом… и вот Всевышний проходит и великий ветер… не в ветре Творец… а после ветра – шум, не в сердце Творец… а после огня – голос тонкой тишины» (Млахим 1, 19:11-12). Кульминация этой песни — «голос тонкой тишины», как сказано в Теилим: «Прославление Тебе — молчание». Самое большое восхваление – это тишина.
Представим себе: если в ешиву входит большой знаток Торы, все понижают тон и начинают говорить шепотом. Но если это величайший мудрец Торы, глава поколения – все просто замолкают, и в зале воцаряется тишина!
Молчание – это самая великая песнь, больше, чем самая красивая песня, какая только существует.
И наши мудрецы говорят: какая песнь держит мир? «Подвешивает землю на блима (сдерживании себя)» – когда человек умеет молчать ради Славы Небес. Когда он просто лопнуть готов от желания сказать хоть слово, уколоть другого, показать, что он – важнее. Но он кричит – молча – ради Славы Всевышнего. Это и есть самое великое величие!
подготовила г-жа Лея Шухман