часть пятая
Мы говорили о том, что благословения могут смягчить приговор Небес.
О благословениях можно сказать, что их смысл в том, чтобы человек понял: нет никого, кроме Всевышнего. Только Он управляет миром.
Я помню, что перед одними родами я очень боялась. Врачи не скупились на мрачные прогнозы, мне было не по себе. Мой муж тогда сказал: «Ты должна настроиться на то, что нет никого, кроме Него. Не врачи управляют миром. Все от Всевышнего. Мы ничто. Мы знаем, что лишь в Его власти все происходящее».
Рав Хаим из Воложина приводит в книге «Нефеш а-Хаим»: в момент опасности нужно сосредоточиться на осознании того, что нет и не может быть в мире никакой иной силы, кроме Б-га. Когда во время войны рав Ицхак Зэев Соловейчик с сыном должны были бежать из оккупированной немцами Польши, их путь лежал в Вильно, поскольку Литовская республика была еще свободна от фашистов. Чудом они проехали через Польшу беспрепятственно. Позже рав Ицхак Зэев объяснял это именно тем, что он весь путь был сосредоточен на мысли «Нет никого, кроме Него», ничто не может принести человеку ни добра, ни зла без воли Всевышнего. Это спасло их.8/
В недельной главе Ки Таво написано, что не только наши благословения будут благословениями, но и проклятия станут благословениями. Это относится к стиху «За то, что ты не служил Г-споду, Б-гу твоему, с радостью и добросердечием при изобилии всякого (блага)» (Дварим, 28:47). Есть два пути объяснить, как происходит это превращение.
Книга «Орхот Цадиким» объясняет, что отсутствие радости при исполнении заповедей происходит от недостатка уверенности в Творце (битахон). Мы говорили ранее про радость от исполнения заповеди и упоминали Аризаля. Он говорил, что своим постижением в Торе обязан именно радости от выполнения заповедей.
Выше мы упоминали, что именно благословения приводят к уверенности во Всевышнем.
Мы должны прилагать усилия, но источник всего – в Его руках. Все приходит только от Него. Не наши усилия и не наши волнения приводят к большему заработку. Мы говорим: «… все стало по слову Его». Нам не о чем беспокоиться – как младенцу у груди кормящей матери. При таком понимании нет поводов для беспокойства. Упование на Всевышнего приносит нам радость.
Таким образом, брахот превращают проклятие в благословение.
Адмор из Цанз-Клойзенбурга во время Второй мировой войны был в одном концлагере 9 месяцев. За забором он видел источник чистой воды. Все 9 месяцев он останавливался напротив этого источника и молился: «Всевышний, дай мне дожить и испить из этого источника». Когда лагерь был освобожден, люди набросились на еду. Но ребе из Цанза первым делом исполнил свою мечту: он пошел к этому источнику, окунулся в него (как в микве), а затем благословил «Шеаколь» и выпил воды. Впоследствии он говорил: «Если бы я еще хоть раз поднялся на уровень такого произнесения благословения, какой у меня был тогда».
Второе объяснение. Написано в книге Ваикра (26:40,41): «что ходили со Мной по случаю. Также и Я ходить буду с ними по случаю». То есть проклятия полагаются потому, что евреи считают: все, что с нами происходит – случайность. А брахот показывают нам, что каждое действие, все, что происходит в мире, не случайно. Все находится под Его наблюдением. Он не оставляет Свой мир. Понимание этого превращает проклятие в благословение.
Я желаю всем женщинам удостоиться приобрести Любовь и трепет перед Творцом с помощью ежедневной памятки – благословений!
Подготовила — г-жа Зисси Скаржинская