Недельная глава Ваигаш

недельная глава

Глава Микец, которую мы, к сожалению, пропустили, была очень важной – в ней была история Йосефа, продажи его в рабство, и завершается она первым приходом братьев в Египет, и встречей с  (неузнанным ими) Йосефом…

В конце прошлой главы происходит почти детективная история: братья снова приходят в Египет с Биньямином, и Йосеф велит своим слугам подложить кубок в мешок Биньямина, и обвинить его в краже. На глазах у братьев разыгрывается повторение истории: Биньямин будет потерян, отец лишится последнего сына от Рахель, любимой жены…

Наша недельная глава Ваигаш начинается с того, что Йеуда разговаривает с Йосефом.

Почему именно Йеуда? Во-первых, потому что братья почувствовали – с царем может разговаривать только царь (а это – предназначение Йеуды); во-вторых, потому что Йеуда чувствует свою вину за продажу Йосефа…

На это место есть очень интересный мидраш: Йеуда угрожает Йосефу, демонстрирует сверхчеловеческую силу; Йосеф парирует все его угрозы – и демонстрирует силу не меньшую…

В конце Йосеф говорит: вы сказали, что ваш брат умер – однако Йосеф жив! Сейчас я его позову… И братья начинают оглядываться – откуда выйдет их брат?

В этот момент Йосеф говорит: “Я – Йосеф! Жив ли мой отец?”

Вы говорите, отец не переживет потерю Биньямина? А почему вы не думали об этом, когда продавали меня? Где были ваши чувства по отношению к отцу?

Вопрос: почему, когда случилось чудо, и Йосеф не погиб в яме со змеями и скорпионами, братья не поняли, что Всевышний не хотел его смерти, а значит, в ихнем суде был изъян?

Интересно, что даже когда Йосеф признался, братья ему не поверили! И тогда написано “ваши глаза видят” – комментируют Раши и Бааль аТурим, что Йосеф показал им свое обрезание – брит мила.

Далее Йосеф посылает за отцом повозки – агалот: если отец вам не поверит, скажите, что последнее, что мы учили, был закон об “эгла аруфа”.

И у нас с вами есть такой обычай, расставаясь – выучить “на прощание” алаху.

Почему Яаков не хотел отпускать Биньямина в Египет? Он боится пути, даже больше, чем Египта. Путь – это время, когда “Сатан мекатрег”, когда становится более сильным обвинитель… “Рахель умерла в пути, Йосефа послал в путь – и потерял”, и этого возможного несчастья в пути и боится Яаков.

Еще две очень интересные вещи можем мы выучить из встречи Йосефа и Биньямина:

Продолжение – в аудио