После разрушения 1 Храма и в начале существования 2 Храма постепенно заканчивается период пророчества. В это время организуется Верховный Еврейский Суд, в состав которого входит 120 Мудрецов.
Их называют людьми (или мужами) Великого Собрания. Часть из них — пророки.
До этого исторического момента, и после него, в Главном Еврейском Суде обычно заседали 70 мудрецов, что соответствовало воле Творца. (Всевышний сказал Моше: «Собери себе 70 мудрецов»).
А тут вдруг 120! Почему? Потому что в истории еврейского народа начинается другая эпоха — эпоха, когда уже не будет Храма, не будет пророчества и большинство евреев окажутся живущими в диаспорах. К этому нужно было как следует подготовиться.
Мужи Великого Собрания записывают слова молитв, которые впредь будут звучать вместо жертвоприношений в Храме (до этого каждый еврей молился, как хотел). Кроме того, Собрание «запечатывает» ТаНаХ — то есть определяет, что в него войдет, а что нет.
На основании чего Мудрецы принимают такие решения?
Мы говорили чуть выше, что среди них есть пророки. И на этих пророков в данный момент возложена особая миссия. Им надлежит определить, какие из пророчеств прошлого следует сохранить для грядущих поколений.
С момента выхода из Египта и до момента, о котором мы говорим, в нашем народе был один миллион двести тысяч пророков, мужчин и женщин. Сейчас нужно определить, какую роль их пророчества будут играть в веках.
Только те пророчества, которые останутся актуальными для последующих поколений, включаются Великим Собранием в ТаНаХ.
В результате этой большой, трудной и ответственной работы из всех предшествующих пророков выбирают 48 мужчин и 7 женщин. Но далеко не все изреченные ими пророчества имеют равный «вес». Кто-то из «выбранных» пророков, произнеся за всю свою жизнь множество пророчеств, удостоился того, что лишь одно-два из них значимые. Что делать с такими пророчествами?
Вот, например, был пророк по имени Беэри. В свое время он поведал людям множество пророчеств, но только два, очень короткие, оказались соответствующими требованиям, сформулированным Великим Собранием. Что делать с ними? Ведь из этого отдельной книги не выстроишь! Выход находят. Эти два пророчества вписывают в книгу пророка Йешаяу. И мы знаем точно, где в книге Йешаяу цитаты из пророка Беэри.
Еще один вариант: из пророков прошлого отбирают 12 человек, 12 “малых пророков”, чьи короткие пророчества включают в сборник – общую книгу, которую называют “Трей асар” – “двенадцать” на арамейском.
Жизнь этих двенадцати пророков хронологически относится к разным периодам еврейской истории. Открывается сборник книгой пророка Ошеа.
Отметим здесь вкратце (позднее мы остановимся на этом подробнее), что конец пророчества, сделанного Ошеа, читается в Субботу между Рош аШана и Йом Кипуром. «Возвратись, Израиль…» – взывает пророк. На иврите «раскаяние» и «возвращение» имеют один и тот же корень.
Ошеа — из колена Реувена. Реувен считается первым, кто прошел путь исправления. Его потомок Ошеа — первый, кто в своем пророчестве говорит о Тшуве.
продолжение следует