Батья – дочь фараона

Батья, дочь фараона
Мы не можем завершить цикл женских портретов в иудаизме, ничего не сказав о дочери Египетского фараона Батье.

По преданию, она – одна из двух женщин, которые вошли живыми в рай (если вы помните, вторая из них — Серах).

Батья параллельна Мирьям. И после смерти Мирьям, именно она выходит за Калева замуж. Если Мирьям считается духовной матерью Моше (ведь именно после того, как Мирьям настояла, чтобы отец вернулся к матери, – родился Моше), то Батья, вытащив корзинку с младенцем из Нила, в определенном смысле превратилась в физическую мать Моше.

Как говорит Мидраш, Батья в переводе — Дочь Всевышнего.

Почему она получает такое имя? Потому что, согласно тому же Мидрашу, Всевышний, обращаясь к ней, возглашает: «Моше не был твоим сыном, но ты его усыновила. Ты не была моей дочерью, но Я тебя удочерил».

Считается, что Калев и Батья обладают схожими качествами. Калев смог противостоять давлению разведчиков, выступить против мнения большинства. И Батья смогла противостоять воздействию обстановки, в которой выросла, не поддаться тому окружению, которое ее воспитывало. Она сумела отказаться от идолопоклонства, пойти против культа, во главе которого стоял ее отец, – в ее положении это было очень и очень непросто.

Батья, по преданию, называется Еврейской Женой Калева, что подчеркивает всю искренность, глубину и отвагу совершенного ею шага — она гиерет, ставшая одной из величайших еврейских женщин.

В момент рождения Моше Батья и будущая жена Моше Ципора в духовном плане имеют общий корень. Обе они — дочери великих людей, одна дочь фараона Египетского, другая дочь Итро, доверенного советника фараона.

Когда предсказатели предрекли фараону, что у евреев родится ребенок, который свергнет его с престола, и фараон решил уничтожить еврейский народ, никто (!) не имел никаких возражений. Кроме двоих. Эти двое — Итро и Батья, дочь фараона.

Батья вскоре спасает Моше, вытащив корзинку с младенцем из Нила. Ципора помогает Моше в Мидьяне, куда он бежит из Египта, спасаясь от фараона.

По преданию, Моше имел много имен. Отец дал ему имя, мать дала имя, Мирьям дала, Аѓарон дал, кормилица дала, няня дала, еврейский народ дал имя… Из всех имен в Тору вошло только одно — Моше — то, которым его назвала Батья. И Всевышний называл его только этим именем.

Но почему получилось так, что именно Батья нашла Моше? По одному из мнений, она пошла искупаться, чтобы облегчить, а возможно и излечиться от какого-то кожного заболевания (в подобных случаях купания в реке считались очень полезными). По другому мнению, она совершила гиюр и ей оставалось окунуться в воды миквы. И в этот момент Всевышний «подсунул» ей корзинку, сделал так, чтобы она ее обнаружила. «Решила сделать хороший поступок — отказаться от идолов, стать иудейкой? Получи еще большую мицву!»

В Гемаре говорится, что в тот день, как, собственно и во все другие дни, когда Батья покидала дворец, она шла к реке не одна, а в сопровождении своих фрейлин (придворных подружек). Все они, в один голос, принялись увещевать свою госпожу: дескать, она ни в коем случае не должна так поступать, и разве она может взять из реки ребенка-иври, и ведь уж кто-кто, а она не вправе ослушаться приказа отца?! «Пусть даже вся страна и весь народ нарушает указы фараона (что, на самом деле, трудно вообразить!!!), но дочь фараона должна неукоснительно их выполнять!!!»

И тогда пришел ангел Гавриэль, и убил всех этих девиц, кроме одной-единственной, оставив ее в живых при Батье только затем, что дочери фараона не подобает находиться вне дома одной.

Все первенцы Египта, животные, люди (как женщины, так и мужчины), погибли в ночь казни первенцев. Единственной, кто не погиб, была Батья. Во время Исхода она ушла с еврейским народом.

Всевышний сказал фараону: «В моем народе ты сохранял родителям жизнь, но уничтожал их детей, бросая новорожденных в воду. Я отплачу тебе той же монетой, поступлю с тобой так же, только наоборот. Тебя сброшу в воду и уничтожу, а твою дочь введу живой в рай».

В Диврей аЯмим (4:18) о Батье сказано открытым текстом:

«И жена его (Калева), иудейка, родила ему Йэрэда, отца Гедора, и Хэвэра, отца Сохо, Йекутиэйла, отца Зонаха… И это сыновья Батьи, дочери Паро, которую взял Мэрэд».

Мэрэд — второе имя Калева, оно означает «сопротивляющийся, восстающий против». А перечисленные выше Йэрэд, Хэвер, Йекутиэйл — те самые имена Моше, которыми его называли отец, мать, няня и т.д. Получается, что слово «родила» несет в себе духовный смысл.

продолжение следует

Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.