Недельная глава Хаей Сара (“Жизнь Сары”), как вы знаете, начинается с того, что Сара умирает, тут есть некоторое противоречие…
Первый стих говорит подробно о возрасте Сары, где возраст разделяется на три части (100, 20 и 7), и дважды повторяются слова “годы жизни” Сары. Как объясняет Раши, это написано для того, чтобы подчеркнуть уникальность Сары. “В сто лет она безгрешна, как в двадцать лет” – основывается на мнении, что Небесный Суд за грехи начинается после двадцатилетнего возраста (по другому мнению, с возраста бар-/бат-мицвы). И “красива, как в семь”. Что такое красота в семь лет? Это значит, что ребенок красив, не прилагая к этому никаких усилий. В отличие от нас, взрослых, красивых с маникюром-педикюром, макияжем и т. д., ребенок в семь лет не нуждается ни в какой “поддержке” своей красоты.
Дальше в тексте написано “и оплакивал Авраам Сару” – написано с маленькой буквой каф. Раши говорит: написано с маленькой буквой каф, чтобы показать, что не очень оплакивал – поскольку смерть Сары была связана с акедат Ицхак, с тем, что до нее дошла информация о вознесении Ицхака, “и отлетела ее душа”, ее реакция была такой сильной, что вменяется ей в вину, так как она нанесла себе вред (своей реакцией)… поэтому и оплакивает ее Авраам немного меньше, чем мог бы.
Мы не можем сравнивать свои поступки и реакции, с поступками и реакциями праотцов!
Из всех поступков Авраама авину мы можем научиться чему-то для себя. Начиная разговор с Эфроном о покупке пещеры Махпела, он говорит “пришелец и житель я среди вас” – это намек, я могу взять эту землю, покупая ее у вас, как пришелец, но если вы не захотите “по хорошему”, то возьму ее на правах жителя – поскольку она обещана мне Творцом.
Следующее, что мы видим в главе, это поиски жены для Ицхака. Авраам отправляет Элиэзера в Харан, а он начинает “торговаться” – а если не захочет девушка идти со мной, что мне делать тогда? Известный мидраш, что у Элиэзера была дочь, которую он очень надеялся выдать замуж за Ицхака… Но когда он понял, что этот “вариант” Авраам не предложит – он отодвигает собственные амбиции и на сто процентов выполняет желание Авраама, всеми силами. “Важнее разговор слуг праотцов, чем дела их сыновей”. На примере Элиэзера мы учимся верности слову, тому, как правильно себя вести… Почему Элиэзер, при всех достоинствах, никогда не называется “евреем”?
Вторая женитьба Авраама. Люди, которые были счастливы в браке, обычно способны жениться еще раз после смерти партнера, и построить новые здоровые отношения… это известная статистика.
продолжение – в аудио