Итак, присутствующие ликуют и кричат: «Да здравствует царь!». Шмуэль оглашает законы конституционной монархии. После этого можно идти по домам.
Когда Шауль пошел к себе домой в Гивъа (на холм), сопровождать его отправились те люди, сердца которых, как сказано, затронул Всевышний (те, кто боялся Б-га). Потому что, коль скоро Б-г избрал Шауля царем, они сочли своим долгом ему служить.
Интересно, что географически и Шмуэль и Шауль жили в особых местах. Скажем, Давид живет в том или ином городе и нигде не говорится, долина это, равнина или гора. С Шаулем и Шмуэлем все обстоит иначе. Дом Шмуэля на Рама (плато), то есть, на высоком, большом по площади месте. Дом Шауля на холме Гивъа. Это место тоже высокое, выделяющееся, но по площади небольшое. Духовный уровень Шмуэля высочайший, пророк старается поднять народ до себя (вспомните, он переезжает с места на место, общается с евреями, судит их, учит их). Шауль же физически и духовно выше всех, но ему сложно, практически невозможно, поднять до себя подданных.
Будут случаи, когда он попытается слишком резко возвысить народ до своего уровня. Из этого ничего не выйдет. Народ так не может. Народу нужна постепенность.
Кроме того, в еврейском народе есть люди «без ярма» (попросту негодяи), они не ведают страха перед Б-гом, они неблагодарны, и именно они совсем не в восторге от того, что выбор пал на Шауля: «Что это такое?! Хотели самостоятельного, независимого, а получили тень пророка Шмуэля! Он смотрит на урим и тумим, и делает то, что говорит ему Первосвященник!».
Они были так сильно разочарованы и возмущены, что отказались от проявления уважения к царю и не захотели преподнести ему никакого подарка. Странно, что помазанный царь никак на это не реагирует. Он молчит. Почему?
Тут есть спор.
Конечно, мы знаем, что его молчание характерно для потомков Рахель, но можно ли, позволительно ли Шаулю сейчас молчать?
По одному из мнений, Шауль ведет себя неправильно — царю положено уважение не меньшее, чем уважение к родителям (в соответствии с заповедью, записанной в Торе). Разница в том, что родители имеют возможность маневра: они вправе требовать к себе уважения — ребенок должен встать при их появлении; но они также вправе отвести наказание от ребенка, если он не выполнил заповедь. В случае, когда ребенок не встал, родители могут позволить ему сидеть — чтобы освободить от вины. Царь не имеет права на маневр. Если Шауль согласился с тем, что Всевышний избрал его царем, но кто-то его не уважает, он обязан его наказать, потому что он царь, избранный Б-гом.
Другое мнение говорит, что для того, чтобы стать царем, человек должен себя царем ощущать. А для этого он должен быть признан всем народом.
Но в тот момент, когда описанные события происходят, еще не весь народ признает Шауля, и он еще не осознает себя царем. В момент коронования часть людей говорит: мы тебя не коронуем. И он пока ничего не может с этим поделать.
Коронование Шауля имеет четыре этапа.
Первый этап проходит в тайне, между Шаулем и Шмуэлем.
Второй — перед народом, когда не все его принимают.
Третий этап (гл.11) — когда Шауль совершит поступок, после которого весь народ с ним согласится и примет.
И последний, четвертый этап, — когда Шауль станет царем земли Израиля.
Без земли царь царем не является, он лишь глава колена, племени и тому подобное…
Но об этом разговор впереди.