Рассказы о рабанит Пинкус – детство в Тель-Авиве и переезд в Бней-Брак

мамина скромность, забота о родителях, переезд в Бней-Брак, учеба
Рассказы о рабанит Хае Миндл Пинкус, супруге гаона рава Шимшона Давида Пинкуса.

В Тель-Авиве

Детство рабанит Пинкус провела в Тель-Авиве. Ее дедушка, рав Илель Виткинд, благословенной памяти, который был учеником Сабы из Новардока, возглавлял ешиву «Бейт Йосеф» на улице Бердичевского в Тель-Авиве. Папа помогал ему в руководстве ешивой.

Эта ешива была одной из первых ешив, основанных в Земле Израиля. Большинства из известных нам сегодня ешив тогда еще просто не существовало. В ешиве «Бейт Йосеф» постоянно собирался миньян в субботы и в праздники, в Рош а-Шана и в Йом Кипур, несмотря на то, что многим религиозным евреям приходилось идти пешком издалека, ведь в те времена это была единственная возможность для жителей Тель-Авива помолиться в ешиве.

Рав Виткинд всегда давал урок перед трублением в Шофар в Рош а-Шана и перед молитвой «Неила» в Йом Кипур. Этот урок он всегда давал со слезами. Поднимался на возвышение и начинал плакать… Все, кто удостоились слышать эти уроки и молиться в этой ешиве, говорили, что это было незабываемое переживание.

Одной из тех, кто постоянно приходил на эти молитвы, была юная Хая Манн. Ее молитвы были серьезными и глубокими, как у человека, имеющего большой опыт молитвы. Она любила молиться, любила разговаривать со своим Небесным Отцом, и любовь эта сопровождала ее до последнего дня!

Переезд в Бней-Брак

Хая закончила школу в Тель-Авиве, и там же поступила в семинар. Когда она училась на четвертом курсе, ее семья переехала в Бней-Брак. Продолжение учебы в Тель-Авиве означало ежедневные поездки из Бней-Брака в Тель-Авив и обратно, и, несмотря на то, что была возможность ездить не в автобусе, а в специальной подвозке, Хаины родители решили, что лучше этого избежать.

Для нее совсем не просто было оставить подруг и привычное окружение, и начать все сначала в незнакомом месте, незадолго до окончания учебы. Тем не менее, Хая приняла точку зрения родителей, перейдя в семинар рава Вольфа в Бней-Браке. Она полагалась на мнение родителей, полностью доверяя им, не обсуждая и не оспаривая принятое ими решение.

Кстати, вслед за ней, в бней-бракский семинар перешли несколько ее подруг, которые не желали с ней расставаться.

Оставив семинар в Тель-Авиве, Хая продолжала поддерживать связь с теми подругами, которые остались там, некоторые из них до сих пор хранят ее письма, поддержавшие их в сложные моменты жизни. В другой ситуации эти письма могли бы показаться слишком нравоучительными и неуместными, но Хаины подруги чувствовали, что она пишет от всего сердца, и принимали ее слова, черпая в них поддержку, ведь «слова, исходящие из сердца, проникают в сердце».

Учеба

Хаин дом всегда был открыт для одноклассниц, любивших находиться рядом с ней, ведь лицо ее всегда излучало свет, а сердце вмещало в себя всех подруг со всеми их невзгодами.

Она помогала им в учебе и в решении возникающих у них проблем, но не только. Она помогала им (и, возможно, это была ее основная помощь) духовно расти… Еще учась в семинаре, она организовала группу девушек, желающих учиться сверх программы. Каждый день в течение пятнадцати минут они учили книгу Рамхаля «Месилат Йешарим» и в течение десяти минут — книгу Хафец Хаима «Шмират а-Лашон». В те времена изучение этих книг не было так популярно, как сейчас.

У них не было возможности собираться вместе для этой учебы, так как они жили далеко друг от друга. Было назначено определенное время, и в это время каждая из них училась у себя дома. Все было расписано заранее. Время от времени девушки проверяли, что все они учатся в нужном темпе. И эти проверки не позволяли им расслабляться.

Когда они закончили книгу Хафец Хаима, Хая предложила начать учить «Кицур Шульхан Арух». В процессе учебы у девушек возникало множество алахических вопросов, которые они задавали Хае, а та, в свою очередь, спрашивала своего отца, и возвращалась к подругам с исчерпывающими и точными ответами.

Так было все годы учебы в семинаре. Но, даже закончив семинар, будучи замужем, Хая не переставала учиться.

Одна из подруг позвонила ей через несколько лет после окончания семинара, и предложила возобновить совместную учебу, выделив для этого несколько минут в день, заполненный заботами о доме и семье. При попытке найти тему, которую они обе еще не учили, выяснилось, что это не так-то просто. В конце концов, они остановились на книге Йова, которую Хая еще не успела изучить…

Следует отметить, что рабанит никогда не училась просто учебы ради. Ей было недостаточно знать, ей было важно выполнять! Изучала ли она еврейский закон или этическое мировоззрение, будучи девушкой или замужней женщиной, она всегда старалась претворять в жизнь то, что она выучила. Так, с юных лет, она приобретала хорошие качества, и, благодаря многолетнему упорному труду, превратилась в знаменитую рабанит Пинкус.

продолжение следует