Мы находимся в тяжелом периоде для нашего народа — периоде бейн а-мецарим, «меж теснин». «Все преследователи настигли ее меж теснин» (Эйха, 1:3). Дни между 17 Тамуза и 9 Ава — дни скорби о разрушении, скорби о потере, дни траура.
С одной стороны, разве нужно женщинам объяснять, что такое «меж теснин»? Мы умеем загонять себя в теснины лучше всех! С утра мы начинаем со вскочившего прыщика, потом в зеркале нам кажется, что мы потолстели, потом открываем шкаф — и выясняется, что нечего надеть, потом, чтобы настроение не пропало, вспоминаем вчерашнее недопонимание любимых людей… И вот уже «день испорчен». Все это вместе, одно за другим, заполняет наше сознание, настроение опускается ниже нуля, в груди теснит и хочется плакать… Знакомо, правда?
Автор «Пеле Йоэц» рав Элиэзер Папо пишет, что не следует сокрушаться «ни по какому поводу в этом мире», то есть никакие материальные вещи не должны расстраивать человека. «Потому что из-за тщеты этого мира не нужно расстраиваться, ведь “все — тщета” (Коэлет, 1:2)».
Рав Папо дальше пишет: «Всевышний часто дает человеку то, что он просит, чтобы порадовать его, словно отец, который покупает своему сыну игрушки — для той же цели. Но если Г-сподь дает человеку испытания и страдания для его искупления, а человек плачет и сокрушается, что Всевышний не отнесся к нему с осторожностью, то это похоже на мать, которая отмывает ребенка, когда он испачкался, и ребенок кричит и плачет — возмущается, что мать не осторожничает с ним… Но о горе Небес следует сокрушаться… и о разрушении Храма, который был сокрушен из-за наших грехов. И не потому, что мы в изгнании, влачимся полумертвые, а из-за горя Небес, ибо велико оно».
Шехина (Б-жественное присутствие) уподоблена женщине.
И как женщина, она сопереживает человеку, которому плохо. Поэтому не следует грустить понапрасну (чтобы не расстраивать Шехину). Мы знаем, что ничего хорошего из этого не выйдет. Собственно, первый раз 9 Ава было наполнено напрасными слезами.
Когда еврейский народ плакал в пустыне, переживая по поводу того, что рассказали разведчики о Земле Израиля, они были за это серьезно наказаны — на все поколения.
Этот день был назван «днем плача для поколений». И хотя говорили им Йеошуа бин Нун и Калев бен Йефуне: «Только против Г-спода не восставайте» (Бемидбар, 14:9), они не послушали. И говорили «если бы умереть нам в Египте». Люди склонны восставать против Б-га в состоянии горя, обвинять Его в своих горестях и не видеть настоящую причину их в своих собственных ошибках. И пока так происходит, мы плачем зря, как пишет рав Папо.
Очевидно, что в грехе разведчиков не участвовали женщины, наоборот, женщины любили Землю и требовали свой надел в будущем (дочери Цлофхада).
Интересно, что комментарий «Кли Якар» задает провокационный вопрос: почему не были посланы женщины-разведчицы? И дает на это два объяснения. Первое основывается на мидраше («Бемидбар Раба», 15:6, 69а), объясняющем, что глава о разведчиках находится после рассказа о грехе Мирьям — злоязычии против Моше. Отсюда следует, что мераглим должны были научиться на ее ошибке и не говорить лашон а-ра против Эрец-Исраэль. И поскольку среди женщин лашон а-ра более распространен, то насчет женщин было подозрение, что они тем более будут плохими разведчиками.
Второе объяснение «Кли Якар» начинается с цитаты из «Ялкут Шимони» (глава Пинхас), по которому «лучше (яфа) сила женщин, чем сила мужчин», ведь мужчины сказали: «Поставим главу (над нами) и возвратимся в Мицраим!» (Бемидбар, 14:4), а женщины: «дай нам владение» [в Земле Израиля] (там же, 27:4). И «Кли Якар» пишет, что поэтому Всевышний Сам предполагал послать женщин-разведчиц, поскольку они любят Землю Израиля и не будут плохо говорить о ней. И повеление «Пошли от себя мужей» означает, что Г-сподь велел Моше послать мужей, которые, по мнению Моше, были достойными этой миссии, потому что любили Эрец-Исраэль, но, по мнению Всевышнего, и женщины могли бы справиться с этим заданием.
Возможно, женщины могли бы предотвратить происшедшее несчастье и спасти еврейский народ на многие поколения вперед. Но нам не доверили из-за подозрения в грехе лашон а-ра…
Злоязычие пробуждает вражду, ненависть между людьми. Известно, что это страшнее для нашего народа, чем идолопоклонство, разврат и кровопролитие вместе взятые. Откуда такой вывод? Первый Храм, который был разрушен из-за трех смертных грехов, был отстроен спустя 70 лет, потому что народ был сплочен. А Второй Храм, разрушенный из-за напрасной ненависти, пребывает в разрушении до сих пор, значит, мы до сих пор не исправились. И кому же сокрушаться об этом, как не нам, которые могли бы предотвратить это?!
Скорбящий Иерусалим уподоблен пророком женщине, сидящей одиноко, как вдова.
«Плачет, плачет она по ночам, и слезы ее на щеках у нее» (Эйха, 1:2). 17 Тамуза, проломлена стена: «Задумал Г-сподь разрушить стену дочери Циона, протянул нить, не отвел руки Своей от разрушения; и поверг Он в скорбь вал и стену: сокрушены они вместе» (там же, 2:8). «…дети и грудные младенцы изнемогают (от голода) на улицах города. Скажут они матерям своим: “Где хлеб и вино?”, — изнемогая, как тяжко раненые, на улицах города, испуская дух на груди матерей своих». Матери выходили на улицы рыночные искать еду. Встречались они и спрашивали друг у друга:
— Зачем ты сюда пришла? Ведь ты никогда прежде на базар не ходила?
— Скрывать ли мне от тебя? Ужасны муки голода, дольше терпеть я не в силах.
Искали они по всему городу и не находили ничего, чем утолить голод. Обессиленные, умирали они на улицах города. Оставленные дома грудные дети их ползком пробирались к ним, отыскивали каждый мать свою и сосали грудь матерей, но молоко не шло из остывшей груди — и исходили голодом дети и падали мертвыми на грудь матерей своих…
И все же… Есть надежда до последнего, что Храм будет построен в этом году, и нам не придется поститься 9 Ава.
Наоборот, этот день станет праздником, как пишет «Арух а-Шулхан»: «Нам обещано Всевышним, что станут эти дни праздником, радостью, хорошими днями». Как написано в мидраше «Эйха Раба»: «В день, когда враги вошли в город и разрушили Храм, некий человек пахал поле. Замычала его корова и упала на землю. Шел мимо араб… и сказал: “Иудей! Распряги корову и оставь плуг свой! Крик ее о том, что разрушен Дом и Храм сожжен сегодня”. Человек тот сразу разодрал одежды свои и закричал от горя, и плакал. Через 2-3 часа корова снова замычала, встала на ноги и танцевала радостно. И сказал араб: “Запряги свою корову и паши, в этот час родился избавитель евреев”».
Раби Цадок из Люблина пишет, что в каждом поколении 9 Ава рождается Машиах.
В Иерусалимском Талмуде описывается, что сделал этот еврей из мидраша. Он продал свою корову, купил отрезы для пеленок и пошел искать того самого ребенка. Когда он пришел на место, то только мама Менахема не вышла купить пеленки. Другие женщины говорили ей: «Купи пеленки и своему сыну», но она ответила: «Я бы удавила всех ненавистников Израиля! В тот день, когда он родился, был разрушен Храм» (она была уверена, что Храм был разрушен из-за ее ребенка). Человек же тот сказал ей: «С появлением твоего ребенка он был разрушен, но я уверен, что через него Храм будет восстановлен снова». Она сказала, что у нее нет денег. Он ответил: «Возьми сейчас в долг, а потом я приду, и отдашь мне деньги».
Пришел он снова через некоторое время, но женщина сказала, что после того как он ушел, налетели буйные ветры и вырвали ребенка из ее рук, унесли — и нет его.
Абарбанель объясняет, что место рождения Избавителя — Бейт-Лехем — олицетворяет объединение сил Йеуды (род Машиаха) и Рахель (Бейт-Лехем — место ее погребения). Еврей, который продал все — это еврейский народ, ушедший без ничего в изгнание. Пеленки, которыми он торгует, олицетворяют тот факт, что Всевышний позволяет евреям жить и торговать (иметь торговые отношения) с неевреями, чтобы прокормиться — Он не дает слишком подняться волне антисемитизма.
Диалог, который происходит между торговцем и матерью Менахема — особенный. Она отвечает, что не хочет покупать, хочет задушить врагов Израиля, имея в виду своего ребенка. Аллегорически это показывает, как тяжела наша жизнь после разрушения Храма, жить не хочется, и даже дети не радуют. Мы не знаем, что такое радость с тех пор. Предложение купить пеленки в долг имеет интересное объяснение. Пеленки — это исполненные заповеди, заслуги, белые и чистые, которые еврейский народ «берет в долг» у Всевышнего, копит ко дню прихода Машиаха, когда их нужно будет вернуть.
И последний момент — буря, которая унесла Избавителя. Объяснение этого — силы нечистоты, грехи, которые неистовствуют в этом мире. Они скрывают, не дают, задерживают приход Машиаха.
Это объяснение, которое показывает нам суть агады. Однако при простом прочтении обычная женщина ужасается: как можно обвинить своего ребенка в том, чего он не совершал? И возненавидеть его до такой степени, чтобы желать задушить его? Это чрезмерно. Разве это не напрасная ненависть?
А всегда ли мы справедливы к нашим окружающим?
Всегда ли мы сердимся на детей сообразно их проступкам? Или в наших глазах на их проступок наслаивается то, чего они не совершали — более глобальное разрушение, от которого на душе тоска и боль? И мы выплескиваемся не на конкретный случай, а «за все сразу»?
Как часто бывает, что кто-то, наступивший нам на ногу в автобусе, превращается в «эти некультурные израильтяне»? Ребенок с пейсами, кинувший мимо урны пакет от завтрака — в «эти грязнули-религиозные»? Большая часть нашей беспричинной ненависти происходит от того, что наслаивание мешает нам. И пока мы испытываем напрасную ненависть, мы, видимо, мешаем Машиаху прийти.
Но! «В заслугу праведных женщин в будущем спасутся». Все в наших руках!
Мы, в самом деле, можем предотвратить пост следующего 9 Ава, если исполним нашу часть задачи. Нас подозревали в склонности к лашон а-ра? Мы исправимся. И уже видно, как — становится все больше уроков для женщин, изучающих книги Хафец Хаима. Женщины стараются держаться подальше от источников беспричинной ненависти: от политики, от власти. И наоборот, женщины организовывают уроки и чтение Теилим, на которые приходят все круги, представительницы всех общин.