Жизнь самого человека – на первом месте

жизнь самого человека

4. Сказано в Торе в нескольких местах: «Следуй Его путями» («Дварим», 28:9), «Иди по всем Его путям и прилепись к Нему» (там же 11:22), «Идите за Богом, Всесильным Вашим и прилепитесь к Нему» (там же 13:5). Мудрецы задают вопрос: «Как человек может идти за самим Богом? За Шехиной? Ведь его просто поглотит огонь!».

Ответ – речь здесь идет о качествах Всевышнего, о том, чтобы стараться быть похожим на Него в Его проявлениях: делать добро людям, помогать бедным, посещать больных, утешать скорбящих, хоронить умерших – как это делает Всевышний.

5. Эти заповеди не ограничены временем, местом или возрастом. Даже малышам следует рассказывать об этой заповеди и наставлять их на путь любви и добра.

Если человек не прилагает никаких усилий, чтобы исправить свои мысли и отношение к другим людям, не старается улучшить свои поступки, он тоже не выполняет эти заповеди.

6. Написано в Торе: «И пусть твой ближний живет рядом с тобой». Из этого отрывка учат мудрецы, что заботиться о другом нужно так, чтобы не навредить и себе.

Более того, жизнь самого человека должна быть у него на первом месте. Например, если двое идут по пустыне, и у одного из них есть фляга с водой, которой хватит только ему, чтобы выжить (если разделить это количество на двоих, то оба умрут от жажды), не следует делиться водой с попутчиком. Вначале человек должен проверить, имеет ли он все необходимое, и только потом делиться с другими и заботиться о них.

Тора не повелевает отдавать свое имущество другим, чтобы самому стать нищим, и тем более, если речь идет об опасности для жизни.

Если два города пользуются одним источником воды, верхний город может временно закрыть канал для жителей низины, если воды не хватает.

****
Раби Юзель Горовиц, которого называли Альтер из Новардока, попал в один маленький городок в Йом Кипур. Зайдя в местную синагогу, он заметил одного еврея, который был в кожаной обуви. Раби Юзель спросил его, почему он не снимает обувь, и тот ответил, что у него нет носков, а босиком он стесняется заходить в людное место. Услышав это, раби Юзель сразу снял с себя носки и отдал этому человеку. Весь тот день он ходил босиком.

Впоследствии к нему обратились с вопросом – почему он не позаботился в первую очередь о себе. Ответ был таким: «Этот еврей живет здесь, а я только гость. Меня не знают, и на меня никто не обратит внимания, а вот про него наверняка кто-то заговорит и причинит ему неприятности. А про меня, даже если и скажут, я ведь сегодня здесь, а завтра там, поэтому мне все равно».

Мы выражаем глубокую признательность автору раву Ицхаку Сильверу за право пользоваться переводом его книги “Пути мира и добра” на русский язык.