Продолжим учиться работать со сфирот, для исправления и совершенствования наших качеств.
Некоторые качества сложно соотнести с определенной сфирой, определить для себя, к чему они относятся, и поэтому сложно над ними работать…
Идея сфирот в том, что это корни качеств, и каждым корнем можно пользоваться и в плюс и в минус.
Сегодня мы рассмотрим сфиру Тиферет, она с одной стороны сложнее для понимания и объяснения, с другой стороны, некоторые понятия, надеюсь, станут более наглядными.
Хесед – это максимальное “расширение” – давать, любить, греть… Гвура – границы, суд, четкость, правила… гвура – это “цимцум”, в понятии “сосредоточенность”.
Эти две крайности, как кипяток и лед, объединяются вместе – образуя Тиферет. (Получается нечто “теплое” и “живое”).
Наш мир построен именно на Тиферет, а не на Хеседе или Гвуре.
(Вторая “тройка” сфирот построена по такому же принципу – Нецах, hОд, и объединяющий их – Йесод. И последний – объединяющий все остальные сфирот – Малхут).
Тиферет соответствует Рахамим. С другой стороны, есть такое определение Тиферет: “ани мекабелет эт ацми бе-эмет, ми цад а-рахамим”. Очень важно понимать разницу между Судом, Дин, и Правдой, Эмет. Обычно мы путаем правду и суд. Правда не имеет никакого отношения к тому, что что-то “так и не может быть иначе”.
Давайте разберем первый мидраш, который знакомит нас с понятием “правда”.
Когда Всевышний творил человека, Он советовался с разными качествами, стоит ли его творить, и когда Он спросил Правду, она сказала “не твори его, он ложью наполнит мир”. И Всевышний сказал всем ангелам – “Молчите! Я уже все решил”, и человек будет сотворен. Дальше говорит мидраш, что “а Правду скинул с Неба на землю”, как объясняет Маараль – “чтобы сказать ей: это тебе с Неба кажется, что то, что делает человек – ложь. А ты посмотри на него – с земли”. И завершается мидраш цитатой “эт а-эмет ми-арец тицмах” – правда растет из земли. Это значит, что когда мы думаем, что правда – некая объективная, высокая, абсолютная реальность – она не живая. Правда “растет”, живет – только если она привязана к жизни, если она субъективная.
Как человек, без помощи Всевышнего, мы можем иметь только свою субъективную правду.
Одно из имен Всевышнего – “эмет”. Он и есть эмет, правда. И это кажется странным, ведь мы встречаем в Торе случаи, когда Всевышний, например “обманывает”. Классический пример – Всевышний изменил, пересказывая слова Сары Аврааму, ради шлом баит. И нам хочется сказать “обманул ради шлом баит”, но это опять наша неправильная формулировка того, что такое “правда”. Всевышний не может обмануть, Он – правда! Значит, в определенной ситуации изменить – это и есть правда!
Но понимать, что является правдой, мы самостоятельно не можем. У нас просто нет инструментов, чтобы это оценить. Поэтому единственное, на что мы можем полагаться, что “это правда” – то, что написано в Торе. То, что сам Творец определил как правду.
Если же мы Торой не пользуемся, то возникает ситуация “у каждого своя правда”…