Две поучительные истории на главу Эмор

взять жену
“Жену блудную и хуленую не возьмут, и жену, отосланную от мужа своего, не возьмут, ибо свят он (коэн) Б-гу своему” (Ваикра, 21:7)

К раву Йехезкелю Ландо, автору «Нода БеЙеуда», пришел человек из рода коэнов и спросил, можно ли ему взять в жену разведенную. Рав, конечно, ответил, что нет, нельзя, Тора запрещает. Но тот человек настаивал на своем праве, считал, что это рав против. В конце концов, он сказал: «Я этого так не оставлю» и вышел от рава. Этот спорщик решил применить все свои связи – дошел каким-то образом до царицы Екатерины (скорее всего, второй). Она написала указ, в котором велела поженить его.

Этот коэн принес указ раву Йехезкелю Ландо. Тот сказал: «Раз так – конечно, назначайте дату свадьбы».

Когда люди слышали, что «Нода беЙеуда» женит коэна и разведенную, то всеми правдами и неправдами старались попасть на свадьбу. Гостей на хупе было огромное количество. И вот, начинается хупа, рав Ландо читает первые благословения. Собравшиеся, как водится, говорят «амен». Свидетели придвигаются поближе, чтобы подтвердить наличие кольца. Потом рав велит жениху надеть кольцо невесте и повторять за ним: «Вот ты посвящаешься мне по закону… царицы Екатерины!».

Все в шоке, жених больше всех. Как?!

«Ну, по Торе нельзя, Тора запрещает брак коэна и разведенной. Но раз царица говорит, что можно – по ее законам и женись» – ответил «Нода беЙеуда».

 ******

Другой рассказ – о раве Моше Софере, авторе «Хатам Софер». Была одна женщина, обеспеченная и достойная, муж которой оказался не слишком хорош, мягко говоря. До такой степени, что она развелась с мужем. То есть бейт дин велел мужу дать ей гет (разводное письмо).

И вот, один коэн решил на ней жениться, но предварительно пришел посоветоваться с равом Моше Софером. Хатам Софер  сказал, что нельзя этого делать. Этот коэн пошел к нееврейским властям и сказал, что рав не дает ему жениться. Хатам Софера вызвали на суд.

Сам коэн приводил такие аргументы: то, что написано в Торе, следует понимать так, что коэнам нельзя жениться на разведенной, потому что они высшее общество, и им не подобает жениться на женщине, которую выкинули из дома. В такой женщине, несомненно, есть изъян, на ней жениться не нужно. А в данном случае все наоборот – она выкинула мужа из дома, ей пришлось с ним развестись. Значит, все в порядке.

Хатам Cофер сказал: «По Торе нет такого случая, когда жена может дать гет мужу. Муж жене – да, но не наоборот. Мы, мудрецы, в случае, подобном случаю этой женщины, заставляем мужа давать гет – получается, как будто бы она выгнала его. Но если этот человек (коэн) хочет учить Тору по написанному, то нет проблем, пожалуйста. Без вмешательства мудрецов муж не дает ей гет – тогда она замужняя женщина (все еще)».