Отношение к коэнам и левитам [1]
Коэны всегда были ответственны за службу в Храме. Уже во времена Аарона был совершен особый ритуал посвящения, после которого каждый коэн, ввиду своей особой святости, принимал на себя специальные ограничения и, в тоже время, получал много привилегий. И даже в наше время, в отсутствие Храма, коэна первым вызывают к Торе, дают ему первому произнести благословения, выбрать лучшую часть при разделе имущества и т. д.
1. У каждого еврея есть заповедь уважать коэнов, и как сказано в Торе в отношении коэнов: «И освящай его, ибо хлеб Б-га твоего приносит он (в жертву), свят пусть он будет для тебя, ибо свят Я, Господь, освящающий вас» («Ваикра», 21:8).
Выражать это нужно не только действиями, но и словами. Во всем, что касается Торы и святости, коэны имеют право первенства. Поэтому всегда перед особой церемонией или произнесением благословений (например, на свадьбе или брит-миле) нужно выяснить, есть ли среди присутствующих коэн, и если есть – оказать ему соответствующий почет.
2. Даже коэн, который получил увечье, и поэтому не может служить в Храме, не теряет своего особого статуса. Так что и к нему тоже необходимо относиться с уважением. Вопрос остается только относительно совсем юных коэнов (до 13 лет). Мнения мудрецов последних поколений разошлись в данном вопросе, поэтому желающим избежать сомнения, следует проявить особое уважение и к маленьким коэнам.
3. Коэн, который женился на запрещенной ему женщине, теряет свою прежнюю святость и, соответственно, все привилегии коэна. Вернуться к службе он сможет только после того, как разведется с ней и полностью раскается.
4. Если человек нашел на улице две вещи, одна из которых принадлежит коэну, а вторая – левиту, в первую очередь нужно вернуть то, что потерял коэн.
В таком случае на первом месте стоит коэн, на втором – левит, на третьем – исраэль (обычный еврей), и на последнем – мамзер (рожденный от запрещенной связи – например, рожденный замужней женщиной не от ее мужа). То же касается и заповедей выкупа пленных и цдаки.
Точно также, в благословениях до и после трапезы необходимо отдать предпочтение коэну, а в отсутствие коэна – у левита есть предпочтение перед исраэлем. Но эта иерархия сохраняется лишь в том случае, если они равны по степени знания Торы. Если же этот коэн неуч, а другой человек – мамзер, но при этом – мудрец Торы, ситуация в корне меняется: в таком случае мамзер-мудрец Торы на первом месте.
[1] Потомки колена Леви были избраны для служения в Храме, причем самая важная часть служения, связанная с корбанот (т. н. жертвоприношениями) досталась коэнам – священникам, потомкам Аарона, брата Моше. Коэнам Тора предписывает соблюдать особые правила святости.