Хульда – в переводе “крот”

Хульда - крот

Хульда – в переводе “крот”.

В предании говорится: все что есть на суше, есть и в море (реке, озере, любом водоеме). Ну, например, лошадь – морской конек, змея – водяная змея, коты – морские котики, лев – морской лев и т. д. Единственное существо, которого нет в воде – крот. Крот роет ходы под землей. Крот живет под землей, он скрытен. Этим Хульда противоположна Дворе (пчеле).

Хульда получает пророчества благодаря праведности своего мужа. Зовут его Шалум бен Тиква, и он особенный человек.

Чем он занимается?

Три раза в год в Иерусалимский Храм приходили паломники. Шалум бен Тиква припасал холодную воду и всех, кто входил, поил. Не забывайте, как жарко в Земле Израиля! Делал это не только три раза в год, но каждый день. Совершенно бесплатно, просто, чтобы помочь людям. Хульда – пророк. Шалум бен Тиква на каком-то уровне тоже пророк. Быть женой такого человека задача непростая. Она и он, по преданию, потомки Йеѓошуа. И это символично. Йеѓошуа ввел евреев в Израиль, а Хульда сообщает пророчества о предстоящем изгнании.

Прослеживается и другая параллель – между Хульдой и Мирьям.

Если вы помните, поколению Исхода Всевышний дал трех пророков: Моше был вождем для духовной элиты, для старейшин, Аарон – вождем масс, Мирьям – руководительницей женщин.

Поколению, предшествующему изгнанию, Всевышний снова шлет трех пророков – это попытка предотвратить катастрофу.

Цфанья – пророк для высокопоставленных мудрых людей, Йирмеяѓу – пророк для масс. Хульда сообщает пророчества женщинам.

По преданию, Хульда сидит во дворе Храма, в какой-то внутренней комнатке, в которую ведет вход через другую комнату. Ее «приемная» рядом с тем местом, где заседает Санѓедрин. По разным вопросам Санѓедрин с ней советуется. Если помните, Двора принимала людей на открытом месте, сидя под пальмой. Хульда – внутри, в глубине. Сведения о Хульде мы черпаем из следующего источника.

В Книге Царей (2-я книга, 22 глава, 14) сказано: «И пошел Хилькияѓу, священник, и Ахикан, и Агбар, и Шафан, и Асаян к Хульде пророчице, жене Шалума сына Тиквы, сына Хархаса, а он хранитель одежды (тот, кто в Храме смотрит за одеянием священников), а она сидит во второй комнате».

Все перечисленные выше лица были посланы царем Иудеи Йошияѓу в полный драматизма момент.

Царь Йошияѓу, взошел на престол 8-ми лет отроду и получил в свои руки ужасающее наследие. Его ближайшие предки – отец и дед – были злодеями. Отец Йошияѓу, Амон, просидел на троне всего два года и был убит своими рабами. Даже за столь малый срок он успел так запачкаться, что не удостоился быть захороненным в месте, где покоились все цари Иудеи, в царской усыпальнице. Впрочем, отец Амона Менаше, который царствовал 55 лет, так же, как и сын был похоронен в саду, а не в усыпальнице царей. Менаше – единственный из царей Иудеи, кто не имеет места в Будущем мире.

И вот, восьмилетний ребенок решил все исправить. Он стремится быть праведным, идет по стопам царя Давида, не отходя ни вправо, ни влево.

И, поскольку Храм осквернен отцом и дедом, отдает приказ, чтобы его отреставрировали и вычистили – выкинули из двора идолов и жертвенники, поставленные для принесения жертв воинству небесному. (Книга Царей, 22 глава, стихи 5, 7).

Во время реставрационных работ обнаруживается Свиток Торы, который, по преданию, написал сам Моше. Он был развернут в том месте, где говорится об изгнании евреев из Израиля.

Обнаружившие реликвию приходят в трепет. В страхе сообщают об этом царю, он в ужасе рвет на себе одежды и посылает к Хульде, спросить, что это значит. Хульда не единственный пророк той эпохи, есть и мужчины-пророки, но, по одному мнению, они сейчас отсутствуют – ушли возвращать 10 колен к Торе; а по другому – Йошияѓу осознанно посылает именно к женщине, надеясь, что женщина даст более мягкое пророчество. Увы, эти надежды не оправдываются. Единственное слабое утешение, которое есть у Хульды для царя Йошияѓу, – то, что благодаря его праведности, пророчество не сбудется в его поколении, но сбудется в поколении его детей.

Как и у Дворы, у Хульды проскальзывает оттенок высокомерия. Посланникам царя она говорит: «Скажите человеку, который вас послал…». Но ведь она знает, что послал именно царь! Но разве царя называют «пославшим человеком»?..

В районе Иерусалима есть место, на которое принято показывать как на могилу Хульды.

В южной стене Храма ворота, названные ее именем – Шаарей Хульда – Ворота Хульды. Они были построены таким образом, что проходя в них, нужно было сначала спускаться, а затем подниматься на приподнятый помост. Возникало впечатление, будто входящий вырастает из-под земли, словно крот выбирается на поверхность… След от этих ворот можно видеть и в настоящее время – он замурован арабами, но место, заложенное камнями, все еще явно выделяется в стене.

Кое-что нужно добавить и о муже Хульды – Шалуме бен Тиква.

По одному из мнений (правда, некоторые комментаторы с этим спорят), он получил как бы вторую жизнь. Упоминание об этом находим во Второй Книге Царей (гл.13, строки 20, 21). Читаем: «И умер Элиша (пророк, ученик пророка Элияѓу), и похоронили его. И отряды Моавитян приходили в страну при наступлении года, весной. И было, хоронили одного человека, и увидали погребавшие такой отряд, и бросили они того человека в гробницу Элиши; и при движении (при падении) своем коснулся тот человек костей Элиши и ожил и встал на ноги свои». По одному из мнений, оживший покойник был плохим человеком. Всевышний не хотел допустить, чтобы Элиша имел такое соседство, и поднял его «соседа» на ноги.

Но есть и другое мнение (о нем мы сказали выше): покойником был муж Хульды, человек исключительной праведности. Коснувшись Элиши, он ожил, возвратился к жене и уже после этого у них родился Ханамель бен Шалум, о котором говорится в книге пророка Йирмеяѓу (32 глава, 6,7 строки) и который тоже был пророком. Читаем: «И сказал Йирмеяѓу: сказано мне было слово Г-сподне: Вот Ханамель, сын Шалума, дяди твоего, идет сказать тебе: купи себе поле мое, что в Анатоте, ибо по праву родства тебе купить его». Из этих строк мы видим, что Ханамель, как и его родители Шалум бен Тиква и Хульда, были родственниками Йирмеяѓу.

Все они потомки Йеѓошуа, который, по преданию, женился на Рахав (одной из четырех самых красивых женщин мира, блуднице, жившей в городской стене Иерихо, нееврейке из рода Кнаана, спасшей от преследования и гибели двух еврейских разведчиков – Пинхаса и Калева). Она сделала гиюр и, благодаря своей заслуге, стала родоначальницей целого клана пророков.
продолжение следует
Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.