Многие справедливо считают, что мир в доме – это состояние, когда все тихо и спокойно.
В молитве «Шмоне Эсре» мы просим Всевышнего: «Даруй мир (сим шалом), добро и благословение… Благословен Ты, Г-сподь, благословляющий народ Свой, Израиль, миром (ба-шалом)». Почему это благословение начинается и заканчивается одинаково? Говорится ли здесь об одном и том же мире?
Есть шалом как основа существования, и есть шалом как цель.
Первый «мир» – это покой. Все хотят, чтобы у них было все хорошо: встать утром без физической или душевной боли и так же уснуть вечером. В холодильнике должна быть пища, соседи не должны нас сердить, начальник должен быть спокойным и терпеливым. Муж не должен раздражать жену, а жена – мужа. Мы хотим спокойно выходить из дома, не бежать за автобусом, не думать о минусе на банковском счете… Это и есть спокойная жизнь.
Но это – не тот «мир», о котором говорится в конце благословения. Мы хотим, чтобы Творец взглянул на Свой народ и улыбнулся нам! Мы хотим, чтобы сейчас, в период эстер паним, тяжелейшего сокрытия Лика, Его правление стало открытым и очевидным, как в дни Мордехая и Эстер. Народ Израиля просит Творца об открытом и явном наблюдении. Об этом мы просим, говоря: «Благослови всех нас светом Лика Твоего». И вслед за этим в нашем народе должны воцариться Тора, бескорыстная любовь, справедливость и благословение, жизнь и мир.
И такой мир – не просто покой и отсутствие раздоров. Это мир духовного совершенства, мир близости ко Всевышнему.
Мы учим Тору и исполняем ее заповеди, но, чтобы по-настоящему почувствовать удовлетворение от них, мы должны подняться на иной, более возвышенный уровень. Если мы соблюдаем святую Субботу лишь для отдыха и встреч с друзьями, то это называется «пережить Субботу», а не соблюдать ее полноценно. Великий адмор из Слонима говорил, что есть люди, соблюдающие Шаббат, чтобы его не нарушить, а есть те, кто освящает Шаббат.
Подобно этому, еврейский дом – это не просто место, где тихо и спокойно, где нет раздоров и конфликтов.
Безусловно, такая ситуация – это уже хорошо. Но этого недостаточно. Идеальный еврейский дом – это дом, в котором муж и жена удостоились присутствия Шехины. Б-жественное присутствие в доме – не какое-то непостижимое чувство. Оно зримо и осязаемо. Это особая возвышенная атмосфера, которая наполняет буквально каждое действие, каждый уголок дома. Когда муж и жена достигают этого состояния, исполняется то, о чем говорится в «шева брахот»: «любовь и братство, мир и дружба».