С чего начинается еврейская семья? С чего начинается строительство еврейского дома?
Тот, кто хоть раз был на еврейской свадьбе, знает, что на ней (а также в течение семи дней после нее) произносятся особые благословения, «шева брахот». В них скрыт особый смысл, который является основой построения полноценного еврейского дома.
Что такое дом? Не строение, а семья. Когда мы говорим о доме, в нашем сознании, с одной стороны, возникает сложная система, создание которой требует размышлений и определенного профессионализма. Но, с другой стороны, это нечто простое, удобное для нас и легко осязаемое.
Дом внешне прост, но состоит из множества частей, объединенных сложными законами. Подобно этому, взаимоотношения между супругами также должны быть просты.
Рав Шломо Вольбе говорил: чтобы создать хороший дом (семью) нужно осознать всю сложность и многогранность этого понятия… и создать на основе этого нечто простое и понятное. Мозаика, если ее представить в виде отдельных частей, очень сложна. Но как только они собираются воедино – получается простой и понятный рисунок. И об этом говорится в одном из семи свадебных благословений: «Который создал человека… и построил из его же плоти здание вечное».
В другом благословении говорится: «Дай радость любящим, как радовал Ты ранее в Ган Эдене сотворенного Тобою (человека)».
Жена для мужа представляет часть того цельного и вечного строения, которое они вместе должны построить.
Для реализации задачи полноценного продолжения рода человеку требуются три поколения. У всех творений на земле, кроме человека, есть только два поколения – родители и дети. И только у человека есть третье поколение – бабушки и дедушки. Таким образом, третье поколение – то, что возвышает человека, дает ему основное, духовное отличие от животного мира.
И жена для мужа представляет первый шаг к этой духовности.
Что имеется в виду, когда говорится «как радовал Ты ранее в Ган Эдене»? О каком времени идет речь? О времени до первого греха. Но как можно его вернуть?! Грех уже состоялся – зачем просить о том, чего нельзя вернуть? Тем не менее, в семи свадебных благословениях мы просим Творца вернуть нас именно в то состояние единства и радости.
Оба упомянутых благословения – о «здании вечном» и о «радости в Ган Эдене до греха» – говорят о том, что построение семьи – очень сложный процесс, на основе понятий, которые относятся к высшим духовным категориям, сложным и трудно постижимым. Тем не менее, все эти понятия проявляются в семейной жизни в очень простой и доступной форме. Пожелания «доброго утра» и «доброй ночи», уход за домом, забота о детях. Все это просто и понятно для каждого. Именно так должен выглядеть еврейский дом: высшие духовные понятия лежат в основе простых и очевидных поступков и слов.